Найти в Дзене
В центральной городской библиотеке им. А. С. Пушкина в Сургуте проходит X городская детская научно-практическая конференция "Традиционные ремесла и декоративное искусство: прошлое, настоящее и будущее". Она является одним из многих отборочных этапов, проводимых в муниципальных образованиях Югры в рамках XVII Межрегиональной детско-юношеской научно-практической конференции «Ремёсла и промыслы: прошлое и настоящее», которая пройдёт 24-25 марта в г. Ханты-Мансийске. Участники выступают с докладами о традиционных куклах и игрушках, элементах декора, символике, реконструкции крестьянских женских причёсок и средневекового древкового оружия, а также проводят мастер-классы по росписи, созданию бытовой утвари, украшений. Ольга Дмитриевна Бубновене - директор окружного Центра ремёсел работает в жюри конференции. Каждый участник конференции получает свидетельство и билет в кинотеатр, а по решению жюри получают диплом победителя и призы. Лучшие работы рекомендуются к участию в XVII Межрегиональной детско-юношеской научно-практической конференции «Ремёсла и промыслы: прошлое и настоящее», в г. Ханты-Мансийск. Пожелаем удачи участникам!🙌
3 года назад
У нас в регионе сейчас проходит фото акция #ТрадицииЮгры Приуроченная Году культурного наследия народов России В сети сейчас много публикуют фото коллекций костюмов, выполненных в результате научных исследований и художественной реконструкции нашей команды искусствоведов, художников @folkart86 И это большая радость 🕊 Показываем некоторые из них. Это коллекция восстановленной нами вышивки остяков и вогулов, которая была утрачена на рубеже XIX-XX веков и комплексы средневековых костюмов, их мы выполнили в рамках работ по восстановлению традиций крапивного ткачества и художественного литья металла. Посмотрите, какие это шедевры ручной работы 🕊
3 года назад
#РемесленнаяАзбукаЮгры Буква «К» - Кибас - обвитый берестой камень, служащий грузилом в неводе. В Приобье такие грузила называют кибасы / кибасья. Словари утверждают, что это название пришло с архангельских земель. Так, В.И. Даль указывает: «КИБАС – архан. «кибас», сиб. «кибасы/кибасья» – грузила на нижней тетиве невода, каменья в бересте или обогнутые вицею, подвязанные для огрузки». Из-за отсутствия камней, в Приобье такие грузила лепили из глины, потом обжигали в костре. В зависимости от способов захвата рыбы, они различались: в виде бублика с отверстием по середине и в виде камня. Для удобства снастей неровным каменным и глиняным грузилам надо было придать обтекаемую форму. Чаще их оборачивали в куски бересты. Иногда каменный или керамический сердечник закрепляли внутри вицы.  Кибасы зашивали в бересту, чтобы подвешивать к сети, и такая дисковидная форма была наиболее удобной - не цеплялась ни за что и хорошо облегалась при заворачивании.  Грузила выполняли две функции – в силу физической массы (веса) притягивали привязанную к ней верёвку нижнего края сетевой ткани к дну водоёма, а из-за обтекаемости формы плавно преодолевали все встречные препятствия. Закрепить мягкую органику бересты или кольцо из прута на верёвке невода или бредня было гораздо легче, чем твёрдый монолит камня или керамики. Использовали кибасы до сокращения неводного лова и появления современных сетей промышленного производства. В настоящее время практически исчезли из рыбацкого быта.
3 года назад
Циновки, корневатики: виды, способы плетения. (выставка «Нить. Символ. Человек»)
Согласно исследованиям ученых, плести корзины и циновки, человек начал еще 5000 лет назад, в неолите. В экспозиции выставки «Нить. Символ. Человек» представлены виды древнего плетения, до сих пор присутствующие в регионе...
408 читали · 4 года назад
Вязание одной иглой. (Выставка «Нить. Символ. Человек»)
Один из видов нетканого текстиля, которому посвящена выставка «Нить. Символ. Человек» – вязание. В экспозиции представлена богатая коллекция реконструированных шапочек, варежек, чулочно-носочных изделий в технике одноигольного вязания. Художник – Галина Клятенко. Образцами стал текстиль, фрагменты которого, найдены археологами в Березово* и Мангазее**, а так же текстиль андроновской культуры*** Западной Сибири. Трудно сказать, кто первый изобрел этот способ рукоделия. Вязание одной иглой – одна из...
231 читали · 4 года назад
Прялки (Выставка «Нить. Символ. Человек»).
В предыдущей публикации мы рассказывали о веретене и пряслени, в этот раз мы будем говорить о прялке, о том какой она была у обских угров и славян. Центр экспозиции выставки «Нить. Символ. Человек» – «лес» прялок, это и найденные корневые, то есть сделанные из цельного куска корня дерева, привезенные c полей экспедиций из старожильческих русских деревень прялки, веретена, кросно и, выполненные мастерами центра, реплики старинных прялок. Почему лес? Прялка – образ мирового древа, леса, той природы/жизни...
192 читали · 5 лет назад
Веретено и пряслень. (художественный проект «Нить. Символ. Человек»)
Этот цикл текстов, задуман, как рассказ о реконструкциях, представленных в экспозиции художественного проекта «Нить. Символ. Человек»*. Вы узнаете интересные факты о веретене, прялке, нити, плетениях и узорах. Мы поговорим о происхождении и бытовании ремесел, забытых и возрожденных технологиях, о мифе, поделимся нашими находками: материал – русская и обско-угорская** археология и этнография. А начнем мы наш рассказ-экскурсию по выставке с веретена и пряслени. Любое живое существо на земле, будь...
195 читали · 5 лет назад
Мастер-класс по остяко-вогульской вышивке: «Узор «Птицы»».
В продолжение темы остяко-вогульской вышивки и птиц в ней, предлагаем самостоятельно вышить орнаментальную композицию «птицы». Используемый прием – ханда-ханчь. Благодаря своей оригинальности и эффектности, остяцко-вогульская вышивка легко адаптируется к современному костюму и интерьеру. Вы можете украсить ею небольшую сумочку, салфетку, подушку, платок и т.д. В традиционной топографии остяцко-вогульского костюма, такая вышивка, как та, которую мы предлагаем вышить, располагалась на рукаве женской рубахи выше локтя...
243 читали · 5 лет назад
Как стали игрушкой пасхальные предметы у славян? Игрушки и культ у северных народов.
Русскую крестьянскую игрушку делали взрослые для забавы детей. В близком родстве с игрушкой стоит сказка, а сказка складывается для того, чтобы порадовать разум, как орнамент радует глаз... Игрушки делали сами или покупали. Не все игрушки делали для забавы, некоторые раньше были частью ритуальных культов. В этнографических источниках встречаем смешение понятий, благодаря которому игрушками называют предметы религиозного культа. Известно, например, что у народов, имеющих культ медведя, у остяков и вогулов, было допустимо, чтобы дети могли употреблять для игры предметы культа [В...
106 читали · 5 лет назад
Образ птицы в остяко-вогульской вышивке.
Художественная реконструкция вышитой одежды остяков, вогулов конца XIX века по материалам исследований и из коллекций БУ Центр ремесел, г. Ханты-Мансийск.
202 читали · 5 лет назад