Найти тему
Налоговый эксперт

Как избежать двойного налогообложения в России. Международная практика

Самый доступный инструмент, чтобы избежать двойного налогообложения —взаимосогласительная процедура (ВСП). Подробного регулирования ее нет ни в российском законодательстве, ни в международных налоговых соглашениях.

С января 2021 г. в России вступит в силу Многосторонняя конвенция (MLI) по выполнению мер, которые препятствуют размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Положения этого документа меняют правила применения 71 из 84 действующих соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН), заключенных РФ с другими странами.

«Взаимосогласительная процедура поможет добросовестным налогоплательщикам в индивидуальном порядке отстоять право на применение налоговых льгот по СИДН в двух государствах одновременно. Ее цель – защита интересов налогоплательщика»,
— отмечает Василе Лупу.

Рассмотрим на примере ВСП для справедливого налогообложения

Дано: Гражданин РФ владеет недвижимостью и бизнесом в России и Австрии. Он принимает участие в деятельности этих компаний и получает доход в обеих странах. Российские и австрийские фискальные органы признали его своим налоговым резидентом. Т.е. он должен заплатить налог с общемирового дохода в бюджет каждого из этих государств и отчитаться за контролируемые иностранные компании в уполномоченных органах.

Проблема: Доход налогоплательщика подпадает под двойное налогообложение. Положения СИДН не помогут однозначно решить эту проблему. Теперь ему нужно убедить фискальные органы каждой страны в своей добросовестности и избежать дополнительных издержек.

Решение: Урегулировать эту ситуацию проще всего, если компетентные органы по двустороннему соглашению по взаимному согласию определят резидентство лица для целей применения СИДН. В таком случае налогоплательщику необходимо оценить перспективы использования ВСП.

Регулирование ВСП

Сегодня на практике у налогоплательщика не всегда есть возможность отстоять свои интересы, т.к. нет регламента и правил в местном законодательстве.

«Согласно Руководству, опубликованному в 2019 г., взаимосогласительная процедура позволяет налогоплательщику при наличии между государствами СИДН защитить свой доход в случае двойной уплаты налога из-за некорректной трактовки и действий налоговых органов стран – участниц правоотношений. Россия может осуществлять такие процедуры с 89 странами, с которыми есть СИДН. Плата за их проведение не взимается», - отмечает Василе Лупу.

Практика применения взаимосогласительной процедуры в странах-участницах ОЭСР

В 2017 г. по ВСП лидировали:

Германия (1241), США (983), Франция (882), Индия (763).

В России было инициировано лишь 14 процедур.

В 2018 г. состав лидеров не изменился:

Германия (1198), США (1007), Франция (972), Индия (841).

В России – 24 процедуры, при том, что за 2016–2018 гг., по данным ОЭСР, было закрыто лишь 4 процедуры.

ВСП совершенствуется, становится более популярной. По сравнению с 2016 г. количество инициированных процедур значительно увеличилось. Так, в 2018 г. их стало на 59% больше, чем два года назад. В России число ВСП выросло на 71%.

Рекомендации по усовершенствованию ВСП в России

Мы помним, что Россия не ввела положения о международном арбитраже, а приняла лишь взаимосогласительную процедуру. Так,возможность эффективного использования ее положений – ограничена.

Для дальнейшего совершенствования ВСП можно ориентироваться на ее выполнение с учетом проекта Многосторонней конвенции БРИКС. Он разработан в соответствии с общими рекомендациями ОЭСР и гармонично усовершенствует уже действующее Руководство Минфина России.

Для защиты интересов всех участников международных правоотношений и предотвращения двойного налогообложения в России целесообразно:

  • уточнять порядок и сроки выполнения достигнутых договоренностей в рамках взаимосогласительной процедуры (возврат излишне удержанных/уплаченных налогов или доначисление налогов) в НК РФ и в Руководстве по ВСП;
  • дополнять Руководство конкретными сроками ответа Минфина России на заявку налогоплательщика и последствиями, в случае если заявка оставлена без внимания;
  • уточнять компетенции и действия фискальных органов каждой страны в рамках ВСП. Чтобы процедура проводилась прозрачно и можно было добиться оптимального результата, следует уточнить, как функционирует Минфин России, если РФ – инициатор процедуры и, наоборот, если РФ – страна ответчика;
  • формировать открытую единую базу по решениям ВСП, которая позволит прогнозировать решения.

После повышения прозрачности мероприятий ВСП и фискального контроля, в том числе из-за реальной экспертной оценки каждого кейса, появится эффективный инструмент защиты интересов налогоплательщиков и бюджета. Эти факторы создадут правильный диалог между бизнесом и государством.

В каких случаях можно применять ВСП, какие документы необходимы для процедуры, порядок ее проведения, а также примеры из практика применения ВСП в странах-участницах ОЭСР читайте в полной версии статьи на сайте Consul Group.