Сибирская сеть Kuzina пережила много трансформаций — от смены формата до открытия собственного производства в Москве. Евгения Головкова, управляющий партнер сети кондитерских Kuzina из Новосибирска, рассказала о том, как у компании получается меняться и оставаться на плаву даже в 2020.
Подписаться на канал «Деловая среда», чтобы читать полезные для бизнеса статьи.
Kuzina — сеть магазинов-кондитерских.
Дата основания: 2003 год.
Локации: Новосибирск, Москва, Якутск, Барнаул, Томск.
Количество заведений: 65 кондитерских.
Форматы: магазины-кондитерские у дома — около 80%, кондитерские с посадочными местами — около 20%.
Производство: в Новосибирске и Москве.
Начало: формат free flow, поставки в магазины и производство
У нас два бизнеса — сеть пиццерий New York Pizza и сеть кондитерских Kuzina. Первый проект основал мой партнер, американец Эрик Шогрен в 1996 году. В 2003 году мы открыли проект Kuzina в формате free-flow. Free-flow — это один из типов самообслуживания: гости выбирают еду, а потом идут оплачивать на кассу. В заведении можно было перекусить или взять еду навынос. Идея заключалась в том, что мы предлагали в кулинарии готовую еду домашнего качества, и женщинам не нужно было готовить дома. Это был абсолютно новый формат. Мы открыли пять таких кафе.
В 2008 году мы свернули это направление. Причиной стал экономический кризис, а также то, что у нас были достаточно большие помещения в аренде. И хотя заведения были очень популярными в Новосибирске, мы их закрыли.
Второе направление — поставки в магазины. Мы этого не планировали, но ритейл, который сформировался в Новосибирске, пришел к нам с предложением продавать нашу кондитерскую продукцию у них в супермаркетах. И мы заключили договор в 2004 с «Холидей» (прим. — сибирская торговая сеть), она тогда очень активно развивалась. Потом в 2005 году на рынок пришел «Ашан», и мы стали их первым поставщиком кондитерских изделий.
К нам приходили с предложениями не только торговые сети:
Например, мы никогда не думали, что сможем работать в торговом центре. Несколько лет назад 31 декабря, когда я уже охлаждала шампанское, мне позвонили из «Меги»: «Мы хотим, чтобы вы были у нас на фудкорте». Я подумала, что это новогодняя шутка - обычно такие компании работают по принципу рассмотрения заявок. Но оказалось, что в то же время они сами ищут компании, которые считают популярными на рынке. Как это и произошло в нашем случае.
Я считаю, что и X5 Retail Group («Пятерочка») сейчас к нам обратилась, потому что бренд Kuzina знают и любят в Сибири. Представители X5 считают, что наша продукция будет у них хорошо продаваться. Сейчас мы отрабатываем линейку продукции, которая была бы им интересна, у нас есть определенное техническое задание. Уже согласовали количество тестовых магазинов, следующий этап — это расширение сотрудничества на всю сеть по Сибири.
Перемены: открыли свое производство. В 2008 году пострадали многие розничные сети, поэтому мы вынуждены были остановить отгрузки в ряд различных сетей. Тогда мы подумали: «Почему бы нам не сделать кондитерскую, в которой мы сможем реализовывать собственную продукцию, и нам не нужно будет ждать оплат». Тогда практиковались отсрочки платежей в течение 45-60 дней. А так как у нас был определенный дефицит оборотных средств, то мы понимали, что сможем получать деньги быстро, выпуская свою продукцию.
В 2009 году мы открыли маленький магазинчик. Это была кондитерская с очень ограниченным количеством товара нашего собственного производства. Она очень быстро приобрела популярность, и в 2010 году уже открыли пять магазинов, добавили в ассортимент кофе.
Мы снова вернулись к формату «навынос»: эту идею мы не оставляли с 2003 года. Только теперь изменился ассортимент: вместо основных блюд мы сконцентрировались на десертах и напитках. В таком формате мы развиваемся до сих пор. И сегодня у нас 65 магазинов, 11 из них работает в Москве, 50 — в Новосибирске, два — в Якутске, один — в Барнауле и один — в Томске.
Что происходит сейчас: кризис — время переговоров
Если вкратце, мы предпринимаем то же самое, что делают другие компании. Рестораны New York Pizza мы сначала закрыли совсем, потому что у нас не было доставки.
Мы ведем переговоры об отмене аренды, пытаемся оценить те затраты, которые нам все равно придется нести: на коммуналку, охрану и т.д. Пытаемся их зафиксировать и договориться о переносе этих платежей, потому что просто физически на наши счета деньги не поступают, и мы не можем делать никакие платежи.
Также пытаемся подать на различные субсидии, МРОТ, беспроцентный кредит на зарплату. Опять же, пока что это безуспешно, потому что компанию, которая имеет нулевые обороты, банки не рассматривают как заемщика. Посмотрим, как с субсидиями дело пойдет... Читайте продолжение статьи>>>
Читайте также
5 юридических вопросов предпринимателей из-за коронавируса
7 советов бизнесу, как перевести сотрудников на удаленку
На карантине. 10 советов, как эффективно работать из дома
Курс «Академия провалов»
6 лучших практик для email-рассылки — 2020