Найти тему
Тайна Романова

Скифо-сибирский звериный стиль

Культура древних кочевников воспринимается как воплощение беспрецедентного по скорости и масштабам гениального проекта. В различных ее очагах, разделенных тысячами километров, неожиданно появляются очень похожие, часто тождественные многочисленные изделия, наилучшим образом соответствовавшие военно-кочевой жизнедеятельности: конская упряжь, оружие, бронзовые котлы, каменные изваяния степных богатырей...

Ярчайший феномен древнекочевнической эпохи — искусство. Искусство большинства степных культур бронзового века было в основном искусством геометрических узоров, и только в наскальных изображениях (петроглифах) воплощались образы животных, людей и божеств.

Пряжка подпружная. Бронза VII-VI вв. до н. э.
Пряжка подпружная. Бронза VII-VI вв. до н. э.

Искусство ранних кочевников скифской эпохи, оставаясь декоративно-прикладным, т.е. предназначенным для украшения относительно небольших, портативных изделий, стало искусством изобразительным (фигуративным).

Мир древнекочевнического искусства — это мир животных. Его безымянные создатели предпочитали зооморфные изображения (образы зверей и птиц) изображениям антропоморфным (человеческим). Поэтому искусство древних кочевников получило название скифо-сибирского звериного стиля. Такое сложное наименование объясняется тем, что два наиболее крупных массива изделий древне кочевнического искусства вначале

Роговая накладка на конец пояса. V в. до н.э.
Роговая накладка на конец пояса. V в. до н.э.

были обнаружены на западе — в заселявшемся скифами Северном Причерноморье, и на востоке — в Сибири. И только потом усилиями археологов произведения скифо-сибирского звериного стиля были найдены в значительных количествах в других ареалах евразийских степей. В наше время находки памятников древнекочевнического искусства образуют гигантскую, практически лишенную больших «белых пятен» общность от Карпато-Дунайского бассейна на западе и почти до тихоокеанского побережья на востоке.

Золотая варваротка. iV в. до н.э.
Золотая варваротка. iV в. до н.э.

В создании и развитии искусства скифо-сибирского звериного стиля участвовали различные древние народы: фракийцы на Дунае и Балканах, скифы, савроматы и сарматы Юго-Восточной Европы, меоты на Северном Кавказе, саки, массагеты, дахи и исседоны в Казахстане и Средней Азии, динлины и хунну в Южной Сибири и Монголии, жуны и ди на северо-востоке Китая.

Бронзовое украшение конской сбруи. VII в. до н.э.
Бронзовое украшение конской сбруи. VII в. до н.э.

Наиболее древние произведения звериного стиля относятся к первой половине I тысячелетия до н. э. (по разным датировкам к интервалу IX—VI вв. до н. э.), а самые поздние — к начальным столетиям новой эры.

Громадные размеры ареала делают еще более удивительным очевидное стилевое единство искусства древних кочевников. Это единство проявляется прежде всего в определенном и сравнительно небольшом наборе образов: предпочтение отдавалось нескольким видам диких зверей и птиц. Особенно показательны излюбленные анималистические образы, ставшие эмблемами этого искусства. Среди них олени с огромными ветвистыми рогами, свернувшиеся или свернутые в кольцо хищники семейства кошачьих, хищные птицы с непропорционально большими клювами, глазами, крыльями и лапами.

Стилевое единство искусства древних кочевников проявлялось в легкоузнаваемой системе выразительных приемов, с помощью которых изображались животные. Прежде всего животным придавались определенные позы: кошачьи свертывались в кольца сме­ни изображались лежащими с поджатыми ногами и напряженно вытянутой шеей, и т. п. Некоторые части звериного или птичьего тела изображались гиперболически — явно несоразмерно фигуре или другим частям: громадные рога, клювы и когти, выпученные глаза, широко разверстые пасти с огромными зубами. Вместо целых фигур изображались их части. На основную фигуру помещались дополнительные изображения. И тела в целом, и их детали вписывались в простые криволинейные фигуры общие контур: уподоблялись кругам, овалам и эллипсам. Подчиняясь кривизне спиралей или синусоид, звериные тела неестественно изгибались и выворачивались.

Чаша с золотыми деталями. Савроматы. IV в. до н.э.
Чаша с золотыми деталями. Савроматы. IV в. до н.э.

В то же время большинство персонажей древнекочевнического искусства легко узнаваемы: это реальные звери и птицы представляющие крупную фауну степи, лесостепи, гор и лесных биоценозов открытке аридных пространств. Все изображения очень выразительны. Поэтому суть скифо-сибирского звериного стиля можно определить как искусство экспрессивных деформаций. Гениальность безымянных творцов этого искусства заключалась в том. что, доведя до крайности применение экспрессивных деформаций они не разрушали анималистические образы и создавали не схемы звериных и птичьих тел. а полные напряженной жизни реалистические изображения.

Истоки скифо-сибирского звериного стиля очень трудно обнаружить в искусстве предыдущего бронзового века. Оно в основном не фигуративно, а орнаментально. Если в некоторых культурах эпохи бронзы известны анималистические изображения. то они довольно просты схематичны и наивны. Искусство высокоразвитых древневосточных цивилизаций до появления в северных степях скифо-сибирского звериного стиля уже имело собственную историю, насчитывавшую несколько тысячелетий. На Ближнем и Среднем Востоке и в Китае было создано великое множество самых разнообразных анималистических изображений, но среди них с великим трудом можно отыскать те, которые могли играть роль прямых предшественников или источника древнекочевнической анималистики.

Подлинный источник искусства скифо-сибирского звериного стиля находится в самом обществе древних кочевников, в его социальной структуре и психике в его взаимоотношениях с природой.

Распространение верховой езды и специализированных видов оружия, рост подвижности населения перешедшего к кочевому образу жизни, частые военные столкновения и походы обусловили выделение в древнекочевнических обществах половозрастных групп конных воинов. Наряду с войной постоянным занятием этих социальных групп были облавные охоты, которые сами по себе стали возможными на открытых пространствах лишь с появлением больших и организованных кавалерийских отрядов.

Конные воины-охотники, участвуя в облавах, вступали в рукопашные схватки со зверями, пытавшимися прорвать кольцо окружения. Высшей доблестью было не убить зверя, а связать его живьем. Копытные животные в таких случаях оказывались лежащими на животе с подогнутыми ногами, крупные хищники — свернутыми в кольцо, со связанными лапами и подтянутой к ним мордой. Связанные, деформированные животные становились натуральными прообразами произведений скифо-сибирского звериного стиля — искусства экспрессивных деформаций. Конечно, все богатство древнекочевнического искусства невозможно объяснить эстетическими потребностями социальных групп конных воинов-охотников или особенностями звериных облав.

Духовная культура кочевых обществ была достаточно сложной. Соответственно, и в искусстве звериного стиля мы находим многофигурные композиции, изображения фантастических животных, размещение на основной фигуре дополнительных анималистических изображений — «зоологические головоломки». Такие образы отражали развитые представления об устройстве мира и о сверхъестественной мощи богов.

Культура древних кочевников испытывала и воздействие внешнего мира. Поэтому в скифском искусстве проявилось влияние искусства Ассирии, Мидии, ахеменидского Ирана, Древней Греции. Культура хуннов находилась под сильным влиянием китайского художественного ремесла.

Что касается областей Внутренней Азии, в том числе и Татарстана, то они были более свободны от внешних импульсов. Поэтому здесь возникли наиболее самобытные варианты скифо-сибирского звериного стиля. Татарстан был одной из территорий, на которых в первой половине I тысячелетия до н. э. происходило формирование искусства скифо-сибирского звериного стиля. Бесспорно, это относится и к областям, находящимся к востоку и юго-востоку от Аральского моря.

Благодаря археологическим раскопкам сакских курганов найдены бронзовые детали конской сбруи и золотые обкладки и бляшки с изображениями оленей, лошадей, сайгаков, горных козлов, кабана, кошачьих хищников, хищной птицы. В целом они датируются VII—V вв. до н. э., но часть изделий относится к на­чальному периоду древнекочевнического искусства — VII—VI вв. до н. э.

В курганах тасмолинской культуры большинство произведений звериного стиля также относится к VII—VI вв. до н. э. Среди них бронзовые скульптуры горных козлов, роговая застежка с фигурой кабана и пятью головами других животных, роговая фигура с изображением, золотые тисненые фигурки кошачьих хищников, бронзовая ажурная накладка с изображением фигуры и отдельных голов хищных птиц.

В Чиликтинской долине южнее оз. Зайсан (Восточный Казахстан) был раскопан курган VII — начала VI в. до н. э., давший выполненные из золота классические образцы древнекочевнического анимализма: изображения свернутых в кольцо кошачьих хищни­ков, лежащих оленей, кабана и хищной птицы. Чиликтинские находки — одни из древнейших произведений скифо-сибирского звериного стиля.

Навершие ритуального шеста в виде оленя. Савроматы. IV в. до н.э.
Навершие ритуального шеста в виде оленя. Савроматы. IV в. до н.э.

В различных музеях хранится большое количество массивных бронзовых изделий, найденных в Семиречье и на Тянь-Шане. Это бронзовые котлы, ножки которых представляют собой фигуры козлов, со скульптурными изображениями зверей на бортах. Этому ареалу свойственны бронзовые светильники и жертвенные столы на высоких поддонах и ножках, украшенные целыми композициями из литых фигурок хищных, копытных и фантастических животных. Немало изображений в скифо-сибирском зверином стиле имеется и среди наскальных рисунков — петроглифов.

Золотой наконечник ремня - украшение конской сбруи IV в. до н.э.
Золотой наконечник ремня - украшение конской сбруи IV в. до н.э.

В конце III-II вв. до н. э. сакская эпоха сменяется усуньской. На всей территории Великой Степи количество произведений искусства скифо-сибирского звериного стиля резко уменьшается, а в первых веках новой эры они окончательно исчезают. Анималистическое искусство вновь уступает место нефигуративному, преимущест­венно орнаментальному искус­ству. По-видимому, основной причиной угасания самобытного древнекочевнического искусства был археологически хорошо зафиксиро­ванный наплыв ремесленной продукции из зон раз­витых городских цивилизаций.

Вотивный топорик-скипетр. Бронза VI в. до н.э.
Вотивный топорик-скипетр. Бронза VI в. до н.э.

Изображения животных появлялись впоследствии не раз в искусстве кочевых народов. Однако никогда более анималистическое искусство Великой Степи не достигало такого расцвета и художественной высоты, как в эпоху скифо-сибирского звериного стиля, ставшего уникальным и наиболее ценным вкладом кочевников в сокровищницу мировой культуры.