Найти тему
1 день - 1 экспонат

Крепостное изящество: как создавался юсуповский фарфор

В усадьбе Архангельское, родовом имении князей Юсуповых мы можем увидеть великолепные изделия из фарфора тончайшей работы. Удивительно, но эти произведения искусства, ставшие предметом интереса коллекционеров еще в XIX веке, были сделаны крепостными. Они расписывали привезенные заготовки и даже готовили себе смену – обучали молодых мастеров.

Эти изделия – эксклюзив даже по меркам того времени. Производство начиналось в 1818 году с мастерской крепостных художников во главе с Иваном Колесниковым. В усадьбу привозили «белье», нерасписанную посуду, которую художники «фарфорового заведения» превращали в произведения искусства. С 1824 года здесь освоили полный цикл производства, от начала до конца.

С 1823 фарфор в Архангельском начали маркировать. Изделия были малочисленны, от 300 до 1000 в год, поэтому уже в XIX веке юсуповский фарфор стал коллекционной редкостью.

Ассортимент и качество декора юсуповского фарфора периода расцвета (1822-1831) сопоставимы с продукцией ведущих заводов этого времени.

По стилю юсуповские мастера следовали западноевропейским традициям и нередко писали композиции, копируя или вдохновляясь общирной коллекцией живописи и графики во дворце Юсуповых. Многие вещи делались для подарков, соответствующей была и тематика изображений: портреты и виды усадеб.

Интерьер дворца Юсуповых в усадьбе Архангельское
Интерьер дворца Юсуповых в усадьбе Архангельское

После смерти Николай Борисовича Юсупова фарфоровое заведение прекратило свое существование как «недоходное». 12 крепостных художников получили паспорта, пятерым дали право поступить на другие фарфоровые заводы, в том числена известные предприятия Попова и Корнилова.

А завод в Архангельском перешел на выпуск фаянса и проработал до 1839 года.