McLaren M23 был представлен в 1973 году и заимствовал дизайн, вдохновленный Lotus 72 и их собственным автомобилем M16 Indy 500. McLaren отделил себя от большинства других производителей гоночных автомобилей, занимаясь несколькими сериями. Традиционная мысль состояла в том, чтобы специализироваться на одной области, а не распространять свое "я" на все виды гонок. McLaren доказал, что они справились с этой задачей, успешно выступив в четырех крупных чемпионатах - Формула-1, Формула-5000, CanAm и Indy. Частью их успеха было использование знаний, полученных в одной серии, чтобы принести пользу другим. К началу 1970-х годов, McLaren выиграл Indy 500 и F5000, участвовал в серии CanAm, а так же в чемпионате Формулы-1.
McLaren вошел в серию F1 в 1966 году и сумел одержать несколько побед в течение первых нескольких лет. Только после того, как McLaren начал применять технологии из своей программы F1 на своей программе Indy 500, их перспективы в спорте изменились. Гордон Каппок взял монокок M16B, автомобиля, который выиграл Indy 500 в 1972 году, и адаптировал его к автомобилю Формулы-1 M19, чтобы создать M23.
McLaren начал использовать этот автомобиль в третьей гонке сезона 1973 года. Денни Халм и Питер Ревсон довели машину до финиша на третьем месте в чемпионате конструкторов. Ревсон, который одержал две победы, одну на Гран-При Великобритании и вторую на Гран-При Канады, занял пятое место в чемпионате, а Халм занял шестую позицию с одной победой в гонке. Ревсон отправился в гонку в 1974 году. Трагедия произошла на Гран-При Южной Африки в Йоханнесбурге, когда его подвеска DN3 провалилась, и он был убит. Это было очень печально, так как его брат погиб в авиакатастрофе в Дании в 1967 году. Ревсон был заменен Томом Прайсом в соревнованиях Формулы-1, который разбился на смерть три года спустя на том же Гран-При.
В 1974 году Yardley livery на М23 была заменена новым спонсорством-Marlboro-Texaco. Это положило начало отношениям между Marlboro и McLaren, которые продолжались очень долго. Эмерсон Фиттипальди был добавлен в команду, чтобы занять место Ревсона. В первых двух гонках сезона дуэт Халма и Фиттипальди смог одержать победы над командой McLaren. Фиттипальди завершил сезон на втором месте в мировом первенстве. Работа обоих гонщиков принесла команде McLaren ее первый чемпионский титул конструктора. Чтобы добавить к их успешному сезону, M16C был доведен до второй победы команды Indy 500.
В конце сезона 1974 года Халм ушел с соревнований и был заменен Йохеном Массом. M23 продолжали использоваться в соревнованиях и болид по-прежнему оставался достаточно конкурентоспособным, чтобы заработать Фиттипальди второе место после австрийца Ники Лауды в его Ferrari 312T. McLaren занял третью позицию в чемпионате конструкторов.
Сезон 1975 года был одним из самых интересных сезонов всех времен, хотя и противоречивым. Весь сезон сводился к последней гонке и последним нескольким кругам. Сезон закончился совсем не так, как начался. Во время первых восьми гонок Ники Лауда набрал достаточно очков, чтобы почти вдвое опередить следующего ближайшего конкурента. Он выиграл четыре гонки и трижды финишировал на пьедестале почета. В Нюрбургринге Лауда попал в аварию, в результате которой он получил ожоги, ушибы и не смог закончить сезон. Он вернулся к спорту только через три гонки после несчастного случая, все еще неся ожоги, синяки и травмы от несчастного случая. Он был не в том состоянии, чтобы вести машину, но все же ехал, хотя и не так быстро, как перед гонкой. Хант воспользовался ситуацией и выиграл четыре из следующих шести гонок. Финальная гонка прошла на Гран-При Японии. Хант отставал от Лауды всего на три очка. За день до гонки шел такой сильный дождь, что команды и гонщики проголосовали за то, чтобы не участвовать в гонке. Организаторы мероприятия чувствовали себя обязанными дать толпе то, что они пришли посмотреть, поэтому забег не был отменен. Незадолго до начала гонки дождь немного утих, что сделало условия немного более подходящими для гонщиков. Поскольку несчастный случай все еще был свеж в памяти Лауды, он решил уйти из гонки. Ханту все еще нужно было финишировать на четвертом месте, чтобы обогнать Лауду по очкам и обеспечить себе чемпионство. До финиша оставалось всего несколько кругов, и Хант оказался на пятом месте. Пройдя всего три круга, Хант смог подняться на третье место и обеспечил себе победу в чемпионате.
М23 был использован снова в 1976 году, но гонялся только часть сезона, так как он был заменен на М26. К этому времени McLaren сосредоточил все свое внимание на спорте, который не был хорошей формулой для команды. Их удача изменилась в течение следующих нескольких лет в соревнованиях Формулы-1, и они испытали свои худшие результаты.
М23 одержал 16 побед, один чемпионат конструкторов и два чемпионата гонщиков. Всего было изготовлено 13 машин.
Источник изображений: Yandex Images