Приветствую всех, заглянувших на мой канал. Сегодня я хочу поговорить о рефлексии. В книгах она встречается часто, но играет довольно неоднозначную роль. С одной стороны, без неё художественной произведение лишается души, а с другой – рефлексия в тексте иногда откровенно не к месту. Поэтому попробуем разобраться в этой умной штуке.
Что такое рефлексия
Само слово "Рефлексия" можно перевести как «отражение», а понятие в философии ввёл ещё в XVII веке Джон Локк. Из философии оно перекочевало в психологию, и здесь оказалось очень кстати. Так вот рефлексия – это обращение внимания человека на самого себя: отражение и осмысление своих мыслей, чувств, проблем. Можно назвать рефлексию механизмом самопознания, которое, правда, часто превращается в самокопание.
Рефлексия – важное условие саморазвития. Не поняв, что у меня не так, это «не так» невозможно исправить. Нельзя, например, выстроить нормальные отношения с окружающими, не имея представления о своих достоинствах и недостатках.
Впрочем, всё это психология, поэтому вернёмся к художественной литературе. Зачем рефлексия нужна там? В художественном тексте присутствует три вида рефлексии. Не всегда, конечно, но в идеале они там должны быть.
Рефлексия автора
Для многих авторов писательство – это не только способ донести свои мысли до читателей, но и возможность самовыражения. Поэтому авторская рефлексия в книге обычно присутствует и проявляется в отражении своих чувств, мыслей, связанных с осознанием собственного «Я», в осмыслении своих проблем, в размышлениях о собственном несовершенстве или величии. Авторская рефлексия в тексте может передаваться двумя путями.
Во-первых, автор как бы проецирует результаты своей рефлексии на героя, делая это иногда неосознанно. Вообще, каждый главный герой несёт в себе частицу автора. Но, бывает, писатель намеренно заставляет героя решать свои собственные проблемы, используя его как своеобразный ментальный тренажёр. Автор вкладывает в уста героя свои мысли о себе самом, принуждая ни в чём не повинный персонаж мучиться рефлексивными переживаниями, мало связанными с сюжетом.
Такие переживания не всегда нравятся читателю. Подобный герой может быть непонятен, чужд и даже неприятен, как бывает неприятен случайный знакомый, изливающий перед вами свою душу.
Второй путь передачи авторской рефлексии – прямой. Это разнообразные философские интерлюдии, отступления, размышления о сущности бытия и т. д. Хорошо, когда к месту и в меру. Странно выглядят заумные размышления автора о превратностях судьбы в суматохе боя или в разгар любовной сцены.
И рефлексивные вставки должны соответствовать тональности произведения или конкретного эпизода. А то получается иногда примерно так: «И жили они долго и счастливо, а потом умерли, потому что все мы умрём. А счастье – это иллюзия».
К тому же следует учитывать, что любая авторская рефлексия – это личные мысли и переживания, и они могут быть совершенно неинтересны читателю.
Рефлексия героя
Это очень важный вид рефлексии и выражается он в описании переживаний героя, его размышлениях о себе, поисках наиболее верного решения, переосмыслении своих ценностей и т. д. Такая рефлексия необходима, чтобы показать духовное развитие персонажа, изменения его внутреннего мира.
Но, опять же, следует соблюдать правило времени и места. Если герой сидит в тюрьме, то здесь самое время порефлексировать, поразмышлять, как дошёл до такой жизни. А в ситуации конфликта, в активном общении с другими персонажами времени для рефлексии нет.
Ну, и меру тоже надо знать. Постоянно рефлектирующий герой скучен, быстро утомляет и начинает раздражать.
Рефлексия читателя
Это самый ценный вид рефлексии. Она возникает в процессе чтения, и означает, что автору удалось зацепить читателя. И он под влиянием книги, повести или рассказа задумался о себе, своей судьбе, своих поступках, ценностях, идеалах. Читатель как бы примеряет на себя роль персонажа, оценивает его поступки. В размышлениях на тему: «Как бы я поступил на его месте? Какой бы выбор сделал?» происходит духовное развитие не только персонажа, но и читателя.
Но это «высший пилотаж» автора. Заставить читателя измениться может далеко не каждая книга. Кроме мастерства писателя, здесь нужно ещё и определённое стечение обстоятельств, когда текст произведения вступает в резонанс с душевными переживаниями читателя.
На этом сегодня всё. Обещанная статья об имени существительном будет следующей, вероятно, в пятницу или в субботу. Не забывайте радовать автора «лайками». А если вы сделаете ссылку на канал, то мне будет вдвойне приятно. Удачи нам всем!