Многие онлайн-бизнесмены рано или поздно начинают задумываться о возможности продать свой бизнес. Причины, которые побудили к такому решению, могут быть различными, но сама схема продажи практически в любом случае одинакова. Конечно при условии, что бизнес перспективен и имеет ценность. Но перед поиском потенциального покупателя или брокера, который специализируется на продаже онлайн-бизнеса, нужно подготовиться – ответить себе на 5 первостепенных вопросов. 5 первостепенных вопросов, на которые должен знать ответы собственник
1. Какова ценность проекта для инвестора?
Важно определить, что получит покупатель. У владельца и покупателя абсолютно разные взгляды на бизнес. Если первый при оценке учитывает такие показатели, как: затраченное время, вложенные финансы, уровень сложности разработанного ПО, узнаваемость компании (рекламирование в СМИ). То для второго, важны только два фактора: окупаемость и то, сколько времени необходимо на поддержание бизнеса.
Разберемся в ценности проекта для инвестора:
Чистый доход (за минусом всех расходов)
Это самое важное для каждого инвестора. Именно от суммы прибыли зависит стоимость проекта.
Так же важно число источников дохода – чем больше, тем ценней проект. К примеру, за счет интернет-магазина можно зарабатывать не только продавая товар, но размещая рекламные баннеры. Подобный проект более привлекательный для инвестора, чем построенный только на продажах (даже если прибыль от них более 100%).
Трафик
Трафик является двигательной системой онлайн-проекта. И даже при низком уровне прибыльности инвестора можно заинтересовать высокий уровень трафика. Но нужно учитывать его качество.
Ценность представляет брендовый трафик – когда человек набирает в поисковой строке адрес сайта или же переходит из закладки. Чем выше его показатель, тем у сайта больше постоянных клиентов.
Органический трафик – переход человеком из поисковой системы, так же важен. Но его показатели не должны составлять даже 80%, так как это рискованный вариант для инвестора. Из-за того что в Яндекс и Google происходят постоянные изменения алгоритмов, сайт находящийся в топе может резко просесть. Именно по этой причине источник для заработка должен быть не один. И если работа одного из них ухудшится, то остальные так будут приводить потенциальных потребителей.
База клиентов
Если же нет ни дохода, ни трафика, можно продать сайт как базу клиентов. Существуют ниши, в которые не выгодно приводит лидов с рекламы. Так как стоимость клика буде не рентабельной. Для таких ниш выгодней приобретать базу с целевыми потребителями, пусть даже потенциальными. Но данные этих пользователей должны быть только у вас.
Продолжительность работы проекта
Подключить аналитику и собирать показатели по трафику и заработку нужно как можно раньше. Для того, чтоб привлечь серьезно настроенного инвестора необходимо иметь сведения минимум за 1 последний год.
Так же необходимо подготовить все документы. Они не нужны при размещении объявления, но потребуются для того, чтоб заключить сделки по продаже.
2. Какой товар или услугу продает бизнес?
Необходимо перечислить все активы, которые включены в проект. К примеру: домен, сайт, страницы в соц. сетях и канал на Яндексе, база клиентов, работники, контент, договоренность с поставщиками, реклама. Чем детальней будет информация, тем проще найти покупателя. Разных покупателей интересуют различные показатели. Для кого-то важна раскрученность доменного имени, а для другого покупателя нужней настроенная реклама.
3. Показатель автономности проекта
Это означает, что нужно выяснить насколько успех бизнеса зависит непосредственно от его владельца.
4. Какие операции нужно выполнять регулярно, и какое количество людей задействовано?
Нужно составить список операций, которые нуждаются в повседневном выполнении для того, чтоб бизнес развивался. А затем прописать, кто, чем занимается. На основе этого покупатель сможет оценить весь рабочий процесс и понять сколько нужно времени на контроль данного проекта. Если вы всем занимаетесь самостоятельно, и тратите на это 24 часа в сутки, то, скорее всего не найдется покупатель, которому подойдет такой бизнес. Поэтому нужно делегировать свои обязанности кому-то другому. Естественно, что делать это нужно с умом – бизнес должен приносить прибыль.
5. Наличие прав на интеллектуальную собственность
Отсутствие прав на такую собственность является слабым местом бизнеса. Многие бизнесмены, прибегая к услугам дизайнеров или копирайтеров, не предусматривают заключение договора. Об этом нужно подумать заранее, на всю интеллектуальную собственность должны быть документы, которые подтверждают право собственности.
Как повысить цену на онлайн-бизнес и найти покупателя?
Естественно что, продавая онлайн-бизнес, предприниматель хочет сделать это как можно выгодней. Ценность проекта формируется на основе определенных показателей. А следовательно, повысив их, можно увеличить стоимость самого бизнеса.
Показатели, формирующие цену:
Доход. Первоочередной вопрос покупателя – рентабельность и окупаемость.
Риск. Полная или частичная потеря вложений, увеличение срока окупаемости, изменение и потребительского спроса. О надежности может говорить история бизнеса, чем дольше он работает, тем меньший % риска.
Перспективность. Покупателю всегда интересно насколько проект перспективен. Поэтому очень важны точки роста. Для этого необходимо обозначить пошаговые действия на ближайшее время.
Автономная настройка. Чем меньшее количество времени необходимо на ведение проекта, тем он дороже. Инвесторы не любят вкладывать деньги в проекты, на которые нужно тратить много времени, максимум 3 часа в неделю.
Трафик. Важна конверсия привлеченной аудитории.
Систематизированная база клиентов. Уже существующая база повышает стоимость проекта в разы.
Продажа на пике. Если проект сезонный, то продавать его нужно в период роста, а не спада.
При сложностях в оценивании бизнеса можно воспользоваться услугами брокера. Он проанализирует весь проект и назовет его цену.
Как найти покупателя?
Существует 2 варианта:
- Услуги брокера
В этом случае все предельно понятно. Вашей задачей является поиск хорошего специалиста, который сделает все за вас.
2. Самостоятельно
В данном случае вам придется потратить много времени и сил. Необходимо посмотреть на проект со стороны покупателя, определить, в чем его ценность. Понятно, что если бизнес приносит большой доход, то продать его не сложно. А что делать, в случае, когда выгода не настолько очевидна?
У бизнеса может быть большая база клиентов или хороший трафик. В таком случае его могут купить конкуренты. Причем рассматривать нужно как онлайн, так и офлайн компании. При наличии у клиента локального магазина его может заинтересовать онлайн-проект с целью увеличения потребителей. Составьте список потенциальных клиентов и пришлите им на почту или телефон грамотно составленное коммерческое предложение.
Кроме этого можно разместить информацию о продаже на различных досках объявлений, таких как Авито. Естественно, что нужно будет описать все преимущества бизнеса.
Так же можно разместить объявление на более серьезном ресурсе – специальный сайт для брокеров. Но стоит учесть, что придется пройти проверку. А это значит, представить все документы. Подумайте, что вы ответите на вопрос – «почему вы продаете проект?»
Как вести переговоры?
Перед тем, как начинать разговаривать о продаже, нужно найти как минимум 2 клиентов. Как известно, в условиях конкуренции, люди принимают решения гораздо быстрей. Кроме того, если один из них отказался, то остается второй.
Основной задачей владельца является доверие со стороны покупателя. Поэтому, даже не пытайтесь скрыть недостатки бизнеса. При доскональной проверке они все равно всплывут, что может привести к тому, что покупатель откажется от сделки. Инвестор должен верить вам практически как себе самому.
Поддерживайте связь с потенциальным покупателем, отвечайте на все его вопросы. Относитесь к нему доброжелательно и открыто.