Найти в Дзене

Витте - отец Транссиба и стабильного рубля

В царской России многие представители знатной верхушки были родом из Европы, у одного из таких мигрантов из Голландии 29 июня 1849 года в Тифлисе родился сын, Сергей Юльевич Витте, человек, который оставит заметный след в истории нашей страны. Мальчик не посещал школу и обучался дома, а уже в 1866 поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. В 1877 году Витте стал начальником эксплуатации в Управлении казенной Одесской железной дороги, а перед этим стал магистром высшей математики, защитив диссертацию. Его участок дороги был стратегически важным, именно через него шло снабжение русский армии на Балканах, в 1878 Сергея Юльевича наградили за усердие в работе. Через пару лет он переехал в Петербург, где получил ту же должность в управлении акционерного общества Юго-Западных железных дорог. Примечательно, что этой дорогой часто пользовался Александр III. Витте делал все возможное, что царская семья была в безопасности на вверенных ему дорогах, такое безукоризненное исполнение своих обязанностей не осталось без внимания царя. В 1883 году Витте опубликовал свою работу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», которая наделала немало шума. Когда в 1889 году создали Департамент железнодорожных дел при Министерстве финансов, должность директора не раздумывая отдали Витте. Это позволило ему поднять по иерархической лестнице сразу на пять ступеней, вчерашний титулярный советник, сегодня стал гражданским генералом. Через три года он возглавил Министерство путей сообщения, а еще через полгода стал Министерство финансов. Перед ним стояла задача ликвидировать денежный дефицит, а для этого необходимо было провести денежную реформу. Сергей Юльевич смог за короткие сроки повысить уровень дохода от казенных промышленностей, а также получить крупные займы у других государств. При нем были увеличены таможенные тарифы на промышленные изделия и подняты налоги. Все это стимулировало к росту промышленность российскую.

Витте Сергей Юльевич
Витте Сергей Юльевич

Витте был влюблен в госпожу Спиридонову, которая уже была замужем, но Сергей Юльевич не собирался уступать, он добился развода женщины и в 1880 году женился на ней. В 1890 году она умерла и мужчина тяжело переживал утрату. Через два года чиновник женился еще раз, но в этот раз он просто отдал мужу девушку крупную сумму в виде отступных. У новой супруги была дочь, Вера, и Витте удочерил девочку. Матильда, так звали новую супругу Сергея Юльевича, до конца останется ему преданной подругой. Однако Александр III был недоволен, что его подчиненный женился на еврейке, да еще и разведенной. Несмотря на это царю не хотелось терять такого умного человека, поэтому он принял оправдания чиновника.

Энергичный Витте был влюблен в дороги, именно он соединил Москву с Владивостоком, потратив на строительство более десять лет, с 1891 по 1916 год. Когда Сергей Юльевич предложил такое масштабное строительство, то сразу был учрежден Комитет Сибирской железной дороги, возглавил который Николай Александрович, наследник престола. Благодаря этому власти всех уровней оказывали гарантийное содействие на любых этапах. Чтобы убедить правительство в необходимости строительства Транссиба, он высказался о бесхозности 1,5 млн кв. километров России, которые мог бы стать связующим звеном двух противоположных частей страны, кроме того, это позволило бы производить огромное количество дешевого хлеба на экспорт.

Из письма Витте Александру III «Сибирский путь установит непрерывное рельсовое сообщение между Европой и Тихим океаном и, таким образом, откроет новые горизонты для торговли не только русской, но и всемирной». Россия же, как надеялся министр, сможет воспользоваться «как всеми выгодами посредника в торговом обмене произведений Востока Азии и Западной Европы, так и выгодами крупного производителя и потребителя, ближе всего стоящего к народам азиатского Востока».

Он также подчеркнул, что эта дорога станет еще и точкой опоры в российский портах восточной области. Трассиб и правда открыл перед Россией возможность иметь флот в Тихом Океане, о чем раньше и подумать не могли.

Чтобы сэкономить средства, чиновник предложил разделить постройку на три отдельных участка, кроме того это значительно упрощало работу и людей на местах. Мужчина также вел политику переселенческого движения, а чтобы людям было где работать настаивал на развитии судоходной промышленности и заводов. Благодаря всему этому магистраль была построена относительно легко и без каких-либо эксцессов.

Строительство Транссиба
Строительство Транссиба

Несмотря на успешное завершение начало было сложным, так как ситуация с финансирование была ужасной. В 1892 году Витте уже планировал строить участок Челябинск-Омск. Но вместо запрашиваемых 22 миллионов рублей, Сергей Юльевич получил только миллион. Из-за этого строительство могло занять не одно десятилетие. Но чиновник придумал, как вывести вопрос финансирования Транссиба на первое место. Для этого пришлось потратить 93 млн рублей кредитных билетов, которых ждало уничтожение. Чтобы продолжить строительство Транссиба их снова пустили в оборот. Еще 60 миллионов мужчина планировал получить из бюджетных поступлений и займов в течение последующих 8 лет. Изначально Витте рассчитывал, что недостаток денег он восполнит в виде займов у финансистов Франции. Но этот план не понадобился, так как у российской казны в два раза увеличилось финансирование, а также в 2,5 раза золотой запас. Средств хватило, при том что смета на строительство дороги в три раза увеличилась от первоначальной.

В 1893 году Сергей Юльевич стал почетным академиком Петербургской Академии наук. В следующем году он выступил с инициативой монополизацией государства продажи алкогольной продукции. После этого доход с продажи водки стал четвертой части от всех государственных доходов.

Министр Витте
Министр Витте

Витте ввел золотой стандарт, теперь российские бумажные деньги без труда можно было разменять на золото. Это была одна их крупнейших финансовых реформ 19 века, которая была проведена в два года, с 1895 по 1897 год. Так в России появился золотой рубль. Закончилось это тем, что Николай II издал указ о чеканке золотой монеты. Российский рубль содержал 0,77 чистого золота, это стало основой отечественной денежной системы. В обращении появились золотые монеты, которые ходили на ровне с бумажными деньгами. При этом бумажные в любой момент можно было обменять на золотые монеты. Спустя несколько месяцев расширись номиналы, в которых чеканились монеты. Чеканили монеты из золота, которое приносили обычные люди на чеканный двор. Между бумажными деньгами и золотым запасом наблюдалось равное устойчивое соотношение, которое и обеспечило финансовую стабильность страны. За десять лет такой политики казна увечились в 2,5 раза. К 1900 году почти 50% денежного обращения приходилось за золото. Все это время сальдо торгового баланса оставалось положительным, а казна росла. Несколько лет рубль являлся самой устойчивой валютой в мире и свободно конвертируемой. Рост промышленности был обеспечен тем, что иностранные инвесторы охотно вкладывали в нее свои капиталы. За десять лет иностранцы вложили золотом в Россию три миллиарда рублей. Правительству доверяли в плане финансов, ведь Витте каждый год публиковал отчеты по государственным бюджетным тратам. Россию освободили от ряда выплат иностранные кредиторы, объяснил это Витте так «как бы особый налог, особую страховую премию за риск колебаний курса рубля».

Продолжение в следующей статье