Давайте продолжим тему игры? Совсем небольшая заметка про игры детей и игры взрослых на картинах у Брейгелей (отца и сына). В начале обратимся к Питеру Брейгелю Старшему.
Возьмём полотна «Детские игры» и «Фламандские пословицы и поговорки»: на одном из них изображены дети, на другом взрослые. Дети играют в игры, существовавшие в Нидерландах в 16 веке, а взрослые изображают разные пословицы и поговорки того времени (впрочем, многие сохранились до сих пор и понятны нам с вами).
Эти картины очень похожи, посмотрите: дети и взрослые играют в одни и те же игры. Для Брейгеля взрослый отличается от ребёнка только количеством прожитых лет, он не делает вывода из опыта прожитой жизни. (Паола Волкова предлагает вспомнить дадаистов, которые в своём манифесте утверждали, что взрослые люди всю жизнь говорят только одно — бессмысленный детский звук. Они играют в игры, но не рассчитывают на последствия этих игр, точно как дети, которые не понимают, что замахнувшись палкой могут кого-то ударить).
Личность ребёнка и взрослого у Брейгеля совмещены и идентифицированы. Дети — это маленькие взрослые, с взрослением меняются только игры, но не появляется смысл. И это самое печальное и страшное для художника. Человек развивается не как сущность, личность, а происходят только временные изменения. Постепенно происходит аннигиляция, уничтожение личности.
У Питера, который прожил совсем недолгую жизнь (1525-1569) было двое сыновей, но научить рисовать своих детей он не успел. Питер Младший (Адский) и Ян Старший (Бархатный), а также внук Ян Младший, осваивали творчество знаменитого родителя во многом по сохранившимся в его мастерской работам, рисункам и многочисленным картонам. Питер Брейгель Младший, довольно скоро возглавил мастерскую и стал главным продолжателем традиций и популяризатором творчества своего отца. Многочисленные жанровые сцены из народной жизни, религиозные сюжеты и пословицы наполняют творчество Питера Младшего, и иногда, являются единственными копиями утраченных картонов и работ Питера Старшего.
Если вы посмотрите на этих детей, то увидите, что они больше похожи на маленьких гномиков, а не ребят. Волынщик, вокруг которого они собрались, выступает символом одурачивания, глупости (все мы помним про гамельнского крысолова). Под звуки волынки проходили застолья, празднества и неизменно связанные с ним драки крестьян. А как ведут себя взрослые? Что делают они? Единственным человеком, который хоть как-то отличается от общей массы и детей и взрослых, является мужчина на правой стороне полотна, который подаёт милостыню. Остальные взрослые тоже подошли послушать волынщика, кто-то высунулся из окна, послушать музыку, кто-то ругается, что-то выясняет у обоза. Если мы вспомним идею Брейгеля Старшего, то всё становится понятно.