Найти в Дзене
The Lady of Shalott и Прерафаэлиты
В середине 19 столетия, а именно в 1848 году два художника: Холман Хант и Данте Габриэле Россетти образуют братство Прерафаэлитов. На картинах появляется аббревиатура PRB (Pre-Raphaelite Brotherhood). В общем-то? типичная ситуация: художники не хотят подчиняться правилам Королевской академии художеств, хотят отойти от сухого академизма. В качестве идеала они взяли творцов Раннего Возрождения, то есть тех, кто был до Рафаэля. (На мой взгляд, конечно, влияние Рафаэля как раз-таки очень чувствуется...
4 года назад
Библейские сюжеты в изображении Брейгеля
Как Брейгель трактует Библию, как переносит её в контекст современной ему жизни? Про ситуацию в Нидерландах, жестокое преследование еретиков, инакомыслящих, противников режима испанских Габсбургов, мы с вами говорили в предыдущих постах. И не стоит забывать об этом, рассматривая работы Брейгеля, в том числе и посвящённые библейским сюжетам.             Давайте для начала возьмём полотно "Обращение Савла".  На картине изображены горы, через которые пробирается войско. Самого Савла с первого взгляда можно и не увидеть...
5 лет назад
Игры детей и взрослых на картинах Брейгелей
Давайте продолжим тему игры? Совсем небольшая заметка про игры детей и игры взрослых на картинах у Брейгелей (отца и сына). В начале обратимся к Питеру Брейгелю Старшему. Возьмём полотна «Детские игры» и «Фламандские пословицы и поговорки»: на одном из них изображены дети, на другом взрослые. Дети играют в игры, существовавшие в Нидерландах в 16 веке, а взрослые изображают разные пословицы и поговорки того времени (впрочем, многие сохранились до сих пор и понятны нам с вами). Эти картины очень похожи, посмотрите: дети и взрослые играют в одни и те же игры...
5 лет назад
От Питера Брейгеля к «Homo Ludens»
Фламандский живописец Питер Брейгель Старший (Мужицкий) является одним из основоположников голландского реалистического искусства. Нужно понять, что, когда мы берём термин «реализм», мы подразумеваем реализм позднего средневековья. А это время, когда жизнь, все её формы и проявления воспринимались куда более резко и ярко, чем в настоящее время. Всякое действие, всякий поступок следовали разработанному и выразительному ритуалу. Из-за постоянных контрастов, пестроты форм всего, что затрагивало ум...
5 лет назад
ПСОГЛАВЦЫ
Святой почитается и православной, и католической церквями. Правда, есть отличия в житиях и в изображениях святого.   Репрев (первоначальное имя святого "отверженный, осуждённый") относился к кинокефалам, то есть к людям с пёсьеми головами, и кроме того, был огромного роста. Как говорится в  легенде, он хотел найти могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Но, когда стал служить царю, увидел, что тот боится дьявола. Пришёл на службу к дьяволу, а тот боится креста. Так отправился Репрев к отшельнику за советом...
5 лет назад
Белокаменная резьба
Пока я не встречала ни одного человека, который не любит белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси. О его уникальности пишут путеводители, и рассказывают гиды. Но меня заинтересовал вопрос происхождения белокаменного скульптурного декора храмов Северо-Восточной Руси. Оказывается, этот вопрос интересует огромное количество исследователей уже долгие годы. Принято считать, что на Русское искусство влияла в основном Византия. Но её влияние было определяющим только до конца 12 века, а дальше на Русь пришла романика...
5 лет назад
Бетховенский фриз - Ода к радости Климта
А молодые женщины похожи на рябины,  а молодые воины похожи на огонь. В. Панюшкин Густав Климт создал свой знаменитый Бетховенский фриз для XIV выставки "Объединения Австрийского Сецессиона". Работы 21 художника были посвящены композитору Людвигу ван Бетховену и, как по содержанию, так и по расположению были связаны с размещённой в центре статуей Бетховина работы Макса Клингера. Монументальный настенный цикл Климта располагался в самом первом зале выставки. Сегодня, даже без скульптуры Бетховена, фриз рассматривается как самостоятельное произведение...
5 лет назад
"Золотой период" в творчестве Густава Климта
«Золотой фон изначально (в VI веке н.э.) использовался только в изображениях святых и правителей. Золото считалось символом солнца и ассоциировалось с трансцендентальным божественным миром, однако Климт свёл этот материал к его декоративному значению...» (можно прочитать в путеводителе по Бельведеру). Но давайте разберёмся, только ли декоративное значение у золота Климта? В золотой период творчества на художника несомненно очень повлияла византийская мозаика, которую Густав увидел в Венеции, в соборе Сан-Марко...
244 читали · 5 лет назад
"Женский вопрос" и творчество Густава Климта.
Охватить всё творчество Густава Климта очень сложно,поэтому свои заметки я пока разделила на три части. В первых двух речь пойдёт о женских портретах и образе женщины на полотнах художника, а дальше я расскажу о росписях интерьеров и Бетховенском фризе.          Социальные преобразования, произошедшие в последней трети XIX века способствовали обретению женщиной нового положения в обществе и культуре, но путь к этому был тернист. Многие художники и литераторы надуманно навешивали на женщину ярлыки,...
5 лет назад
Андрей Рублёв. Троица. Как открывали иконы?
Для начала давайте уточним, что время, в которое была написана икона — совершенно страшное. Феодальная раздробленность. Со всех сторон ужасы войны и предательств, не ясно с кем будет лучше: со своими или чужими? Княжества вроде  объединились в Куликовском сражении под знамёнами Дмитрия Донского, но уже через 2 года Тверской князь показывает хану Тохтамышу броды через Оку, ведущие к столице, а нижегородский князь уговаривает москвичей открыть ворота. Сам Дмитрий Донской, впрочем, тоже уезжает из города...
5 лет назад
Egon Schiele
Творчество Эгона Шиле трудно охарактеризовать. Искусствоведы относят его к модерну: венскому cецессиону и экспрессионизму. Уже в 16 Шиле знал, что будет художником, и на протяжении всей жизни ни дня не сомневался в своём таланте. Может быть, потому что он прожил только 28 лет? Впрочем, когда я смотрела на работы Эгона Шиле мне сразу вспомнились слова из записок Гарри Галлера... "Стоит мне немного пожить без радости и без боли, подышать вялой и пресной сносностью так называемых хороших дней, как ребяческая душа моя наполняется безнадежной тоской ...
691 читали · 5 лет назад
Иероним Босх. Страшный суд.
Ни одна эпоха не навязывала всем мысль о смерти с такой настойчивостью, как ХV столетие. С появлением нищенствующих монашеских орденов проповедь стала распространяться среди народа. А затем, к проповедям добавляется новый вид искусства — гравюры на дереве. Эти два массовых средства воздействия могли передавать идею смерти лишь с помощью простых образов, резко и ярко. Йохан Хёйзинга Настоящее имя Иеронима Босха - Иероним ван Акен. Художник взял себе псевдоним Den Bosch – сокращённое название города, где он родился (Hertogenbosch)...
5 лет назад