Арт Деко - пожалуй, единственный стиль, который имеет точную дату своего появления.
1925 год Международная Выставка Декоративного Искусства и Промышленности в Париже.
Эта выставка закрывала почти полвека стиля Арт Нуво - новое искусство, и даже дольше, если считать от течения Искусств и Ремёсел в 1860х годах в Англии.
Дипломы за участие в этой выставке были оформлены ещё в несколько нарочитом "нуво".
А вот экспонаты уже нет.
Иронично то, что своё название "art deco" - "декоративное искусство" стиль получил от насмешливого определения - декоративное, слишком декоративное, всё ещё избыточно декоративное.
Например, Ле Корбюзье в том же году представлял павильон в стиле модернизма и функционализма.
Изнутри своего времени стиль воспринимался довольно эклектичным.
Сейчас его часто называют последним большим стилем объединяющем все виды.
Стиль впитал в себя все процессы общества - автомобилестроение, постепенно обретающий голос кинематограф, трансконтинентальные путешествия и перелёты.
Нарастающие скорости в прямом - поезда, автомобили, самолёты - смысле.
И в переносном - скорость передачи информации - появилась возможность голосового вещания, первые радиостанции и передачи.
В 1930 году выпущен первый автомобильный радиоприёмник - возможность брать музыку с собой без оркестра домашних музыкантов впервые за историю человечества!
Возможность путешествовать не только для представителей самых богатых слоёв общества.
Для богатых - более комфортные условия путешествий.
Строительство небоскрёбов в америке.
Открытие гробницы Тутанхамона в 1922 году.
Путешествия на Африканский континент.
Накопленный опыт визуальных, музыкальных, тактильных и вкусовых впечатлений из Азии, так изящно трактованные и тщательно разработанные внутри предыдущего нуво.
Всё ещё мощное, оглушающее впечатление Русских Сезонов Дягилева.
Эмансипация женщин, с которой мужчины уже начали смиряться, и некоторые аспекты которой им даже начали нравиться.
Вера по окончании первой мировой войны, что мирное время надолго и, что второй раз такой кошмар не повторится.
Архитекторы, декораторы, дизайнеры эпохи арт деко позволили себе экспериментировать не только с формами - склоняясь к чёткой геометрии с округлыми линиями, которые на стыках передавали ощущение новых скоростей, но и с материалами.
Металл - алюминий, чугун, нержавеющая сталь, хром - для внешнего декора и покрытия стен.
Неожиданные, дерзкие, резкие, неожиданные сочетания классического отделочного камня мрамора, гранита, яшмы, оникса.
Для отделки интерьеров применялись пластины с нанесённым на них сусальным золотом, слоновая кость, кожа акулы, шкуры зебр.
Популярными стали панно на темы скорости, научного прогресса и ... охоты в Африке.
Цвета из сложных и приглушённых стали подчёркнуто открытыми - сочетания чёрного, белого и золота, бронза на больших, активных поверхностях, яркие изумрудные оттенки, сталь в разной обработке - от сияющей, гладкой, до сложной фактурной.
Мощные красные акценты, насыщенный фиолетовый, открытый синий, ультрамариновый.
Первый удар по роскоши и гедонизму нанесла великая депрессия 1929-1933 годов в Америке.
Однозначное окончание эпохи случилось в 1939 году с началом Второй Мировой войны - ошибка, про которую люди были уверены, что не совершат её во второй раз.
Но, что интересно - вплоть до 1960х годов, когда интерес к стилю возник заново, стиль не исчезал из домов, вилл, яхт и частных самолётов по-настоящему богатых людей.
Роман Тыртов - Эрте так и продолжал работать над частными заказами - интерьеры, виллы на островах, костюмы к спектаклям.
Стиль продолжал звучать в бродвейских постановках, в оформлении театральных плакатов.
Вернувшись в 1960е, он уже никогда не уходил навсегда, проблистав в трудно узнаваемом виде в 1980е.
Подсвечивая любые дорогие интерьеры в кино и в сериалах, вернувшись во времена эклектичных нулевых.
И не уходя со сцены в десятых годах нового XXI века.
Спасибо за просмотр. Продолжение следует.