Найти тему
Sufferineve

Как отечественный феминизм недополучил почти 10 миллионов рублей

Оглавление

28 марта банк Точка запустил конкурс по выдаче грантов предпринимателям с общим фондом в 10 миллионов рублей. Скорей всего этот конкурс так и остался где-то на задворках интернета, учитывая довольно малую активность самой точки в социальных сетях, а следовательно и малый охват, если бы не одно НО.

Против домашнего насилия

18 апреля в конкурс с трех ног ворвалась Залина Маршенкулова, известная широким кругам в первую очередь за счет участия в подготовке рекламной кампании Reebok'а. Более подробно почитать можно тут.

Пост в телеграмм-канале Залины
Пост в телеграмм-канале Залины

В основном Залина делала акцент на просветительской деятельности против домашнего насилия, но если подробнее ознакомиться с, так сказать, бизнес-планом, то можно заметить, что планировался просто выход на YouTube ее телеграмм-канала с рассказами обо всех основных повестках феминизма. Насколько это достойный для спонсорства проект пусть решает каждый для себя - по моему мнению, в отрыве от личности создателя популяризация проблем насилия скорее полезна.

Часть из презентации проекта
Часть из презентации проекта

Ну а наиболее значимой деталью для реакции общественности стала цифра, которую Залина просила на свой проект, который должен был состоять из 24 видео-роликов.

-3

Иными словами, человек, который поучаствовал в переклейке своих постов из Телеграмма на рекламную кампанию Reebok'а (там кстати тоже упоминалась цифра в 10 миллионов) запросил приблизительно по 375 тысяч рублей для одного ролика на YouTube, содержание которых, как следует из ее же презентации, фактически будет теми же постами из Телеграмма.

Регламент конкурса

Забегая несколько вперед - у победивших в конкурсе участников заявленными целями были суммы от 2 до 6 миллионов (причем у четырех суммы до 3 миллионов и лишь один проект, выигравший по голосованию, запросил 6). И эта, казалось бы, малозначительная деталь на самом деле очень важна.

Оригинальные правила конкурса были заявлены тут, и хотя в конечном итоге, распределение несколько изменилось - логика выдачи грантов все равно отлично прослеживается.

7. Общий бюджет призового фонда акции составляет 10000000 (десять миллионов) рублей 00 копеек и распределяется между победителем акции, выбранным экспертной комиссией, и победителем акции в номинации «Победитель интернет-голосования».

То есть первоначально планировались два финалиста, между которыми будет поделено 10 миллионов и, я напомню, речь идет о конкурсе бизнес-проектов, а это предполагает смету и планы, которые были отправлены только организаторам и не находятся в публичном пространстве. Следовательно, если даже предположить, что ролики для ютуба действительно могут стоить почти 400 тысяч рублей за штуку, то подобный проект изначально выиграть не в состоянии, просто из-за невозможности выбора второго финалиста (сумма закончится на Залине).

Все прочие проекты (по меньшей мере на первых страницах) об этой проблеме задумались и средняя запрашиваемая сумма находится в районе 3 миллионов, Залина этот пункт правил вероятно проигнорировала и запросила по максимуму. Объяснить это ничем кроме жадности просто невозможно - ну нет у видео-роликов какой-то стандартной стоимости, всегда можно снимать на телефон рандомных людей с улицы за бесплатно, даже серьезные проекты можно умещать в более сдержанные бюджеты. Попроси Залина миллион - глядишь и была бы выбрана экспертной комиссией, но нет.

И еще раз - в самом начале конкурса было заявлено о двух финалистах, один из которых выбирался голосованием, а второй - жюри. Это важно для разрушения аргументов сторонников Залины и самой Залины перед окончанием конкурса.

Накрутки и защитное поведение Залины

На момент завершения конкурса в нем было представлено 577 проектов и я отдаю должное организаторам, если они действительно оценивали каждого участника в рамках указанного ими же регламента.

Пользовательское голосование сразу обозначило фаворита (который и выиграл) и ряд наиболее поддерживаемых проектов. Найти кэш-версию по дням несколько проблематично, но по личным наблюдениям проект Залины не поднимался выше третьего места, а к концу конкурса и вовсе опустился на десятое. Причем практически все голоса были отданы ее проекту в первые несколько дней - можно предположить, что это и была вся ее активная аудитория, в то время как прочие проекты росли постоянно.

И тут мы приходим ко второму важному пункту - "накрутки". Вчера, перед самым завершением голосования в Facebook был опубликован пост следующего содержания.

(прогноза он так и не выложил)
(прогноза он так и не выложил)

Я сразу хочу обозначить, что плох в IT и не совсем понимаю, каким образом он умудрялся следить за "сотней проектов", никакого API или встроенного сбора данных у самой Точки я не обнаружил, но допустим методики у знающих людей есть.

Автор текста сходу декларирует о доминировании накруток в конкурсе, причем еще и рассказывает, что лично к нему обращались с предложением о продаже голосов. Ссылка на его проект, к слову, вот тут. Разумеется ни одной ссылки, ни одного конкретного указания в тексте нет - автор просто является носителем знания и транслирует его вовне. Причем все это говориться на основании апрельских данных, далее автор "все понял" и отказался от дальнейших наблюдений.

У нескольких топовых проектов с тысячами лайков активность в социальных сетях стремилась к нулю. Хотя сами проекты классные и добрые. Другие же проекты легко отслеживаются в соцсетях. Там и шэры, и комменты и сами авторы регулярно делятся прогрессом. Залина среди них

Отправляемся в FAQ самого конкурса

9. Должен ли проект быть новым или можно рассказать о уже работающем проекте для его масштабирования?
Это обязательно должен быть новый проект. Информации о нём не должно быть в интернете и реестрах госорганов.

По большому счету, условный продавец мороженного и не должен иметь раскрученный аккаунт в соцсетях для получения гранта на воплощение условной мечты о собственном парке аттракционов. Предполагалось, вероятно, что большой призовой фонд и не самый неизвестный банк сами соберут достаточную аудиторию для валидности голосования. То что кто-то не имеет активности в соцсетях вообще не говорит о накрученности голосов.

Далее я проследил динамику роста голосов первой сотни участников. Некоторые показывали ежедневный рост на 30%. Сегодня 7 тыс голосов, а завтра уже 10 тыс. Не знаю, какой должен быть охват, но очевидно это не меньше 200 тыс человек ежедневно.
-5

Это количество голосов у топ-5 проектов на финальный день голосования. Причем изобличитель прекратил наблюдение за две недели до окончания голосования, шедшего месяц. То есть искать накручивающего вероятно стоит именно среди первой пятерки, если верить цифрам автора поста, который не оставил конкретных ссылок.

А еще я выяснил стоимость одного честного голоса на собственной шкуре. Например, статья в Rusbase принесла нашему проекту по переводу писем Безоса 5 голосов. Просьба проголосовать в ФБ, где у меня 3,5 тыс друзей и 1,5 тыс подписчиков + шэр в релевантном чате на 1000 пользователей дали столько же. На райзинг 100 голосов ушло 4 дня.

Ну что же, давайте посчитаем. Возьмем аудиторию по указанным фб+чату (6 тысяч человек) и окончательное количество лайков под его проектом в 200. Коэффициент вовлеченности более 3%. Довольно неплохой показатель, но это без учета статьи в интернет-медиа, посчитать охват которой несколько проблематично.

У Залины по 36 тысяч подписчиков в телеграмме и твиттере, то есть в ее случае коэффициент вовлеченности (даже без учета того, что скорей всего это одни и те же люди) на 5 тысяч окончательных лайков почти 7%. Это очень высокий показатель, он говорит или о крайне активной аудитории или о тех самых накрутках (в действительности скорее первое), но к Залине у автора никаких претензий разумеется нет.

Или бывает? Прибежали в личку три разных человека с предложением помочь победить. Цена допинг-голоса - 2 рубля. Устоять перед таким трудно. Не это не спортивно.

Цена голоса - 2 рубля. Окей. Никакой защиты у конкурса против накрутки нет. Допустим. То есть достаточно было потратить 50 тысяч рублей и получить гарантированное первое место в конкурсе с призовым фондом в несколько миллионов. Интересно, если только в личку к автору проекта с 200 лайками постучалось аж трое, то почему финальное количество голосов настолько смешное? Если в конкурсе побеждают через покупку голосов, то почему разрывы такие маленькие, можно было бы закидывать деньгами же.

Про обесценивание самих проектов я даже упоминать не буду, ни сам автор поста, ни подхватившая это Залина, про смету и отчеты в правилах не читали и единственную цель победы видят вероятно в присвоении денег, а не в трате оных на собственно проект.

Более того, есть ультимативный аргумент, который рушит всю историю с накрутками с точки зрения аудитории в соцсетях.

-6

Проект-победитель в голосовании поддерживал канал на YouTube с более чем 800 тысяч подписчиков (конверсия даже ниже, чем у автора поста - 2.5%, и сравните с "честной" конверсией Залины). Причем этот проект лидировал все время голосования и фактически с самого начала убрал одну из призовых категорий - зрительское голосование.

-7

И я напомню в третий раз - с самого начала говорилось о двух финалистах - один определялся по голосованию, а второй через комиссию самой Точки. О каких накрутках причитают эти люди, если победитель голосования (в котором допустим нет противодействия накруткам) просто обладает значительно большей аудиторией и добился победы абсолютно честно. Даже если голоса продавались по два рубля, то этот аргумент не имеет просто никакого веса, потому что голосованием определялся лишь один финалист из двух, второму же никакие голоса не помогли - их просто нет в регламенте оценок комиссии.

Причем все даже еще интереснее

-8

У всех четырех победителей, выбранных именно комиссией, количество лайков на порядок меньше, чем у самой Залины. О каких накрутках вообще имеет смысл говорить?

-9

Да, и как мы видим (хоть и конкурс не из РБ) - жюри на количество лайков вообще не обратило внимания. Победили те проекты, которые (вероятно) наиболее соответствовали регламенту конкурса и предоставили внятный план работ и смету, а не те, которые попытались выехать за счет аудитории твиттеров и сомнительных популистских тезисов.

Именно так Залина и лишилась возможности получить грант в 9 миллионов рублей. Впрочем, не унывайте, она обещала сделать эту передачу в любом случае - даже если в конкурсе не победит. Ждем.