Найти тему

Чем занять свободное время на СО? Мои ошибки.

Оглавление

Свободное обучение — это и мечта, и страх одновременно. Нужно достаточно смелости признаться, что за свою волю и результат обучения ты отвечаешь сам. И даже когда с образовательным процессом в голове выстраивается какой-то алгоритм действий, остаётся ещё несколько вопросов: «Что будет делать чадо в свободное время?»

«С кем отдыхать, если все друзья учатся?»

Мы сейчас не рассматриваем те семьи, которые переходят на СО в силу профессиональных занятий детей спортом, музыкой или каким-то другим видом деятельности. Что будет делать дома обыкновенный ребёнок?

Мне всегда хочется ответить вопросом на вопрос: «А вам старшее поколение организовывало ежедневный досуг?»

Незагруженные часы — это личное время любого человека.

Мы часто позволяем учащимся отдыхать после уроков и секций. Ссылаемся на то, что можно расслабиться после «трудового дня». Вроде бы позанимался «делом» — можно и «ерундой пострадать». Таким образом формируется негативное мнение о том, что самостоятельное времяпровождение и игры — это бесполезная трата времени. А вот то, что эти минуты свободы, порой, оказываются более результативными в жизни, мы принимать не хотим. Нередко эти «крохи» личного времени тратятся на достижение желанной цели школьника и его дальнейшее самоутверждение. Но в суете повседневных дел мы этого не замечаем, да и не хотим подтверждать серьезность детских увлечений. Фокус родителей и учителей идёт на образование.

-2

Современный мир настолько переполнен возможностями, развивающими курсами, секциями и полезными видео, что в голове сложилась ясное представление — двигаться надо быстрее, работать больше, а детям следует заниматься ещё усерднее. Их время должно быть полностью занято, и тогда они будут успешными и счастливыми. А как же вольный выбор?

Обычно эта «свобода» немного всплывает после института. Когда на руках драгоценный диплом и ты, обременённый страхами надеждами и обстоятельствами, пытаешься понять кому ты нужен и где пригодишься. Вот тогда возникает «свобода» выбора. Только она как «ясный свет в окошке» — мелькает и пропадает. Нужно уже найти место в жизни, приспосабливаться и зарабатывать. А чем тебе действительно интересно заниматься, это уже не важно.

Что же происходит на домашнем обучении?

После той нагрузки, которая накладывается на детей школьной системой, очень трудно понять чем же тебе по-настоящему интересно заниматься, когда ты не занят?

-3

Для этого требуется несколько месяцев и многие школьники «затихают», начиная скучать. Это нормально. Но старшее поколение, стараясь помочь, предлагает массу вариантов решений. Только попытки занять любимое чадо не принесут должного результата если нет желания у исполнителя. СО основано на внутренней мотивации и детям необходима свобода для того, чтобы они могли сфокусироваться на своих целях. Сначала формируется доверие к новому ритму и пересмотр прошлых стереотипов. Теперь нет жёстких рамок школы, скрупулёзной проверки, обид и высмеиваний. Зато есть место на размышления, мечтания, творчество, беседы с родными и постоянный поиск.

Этот поиск будет проходить у каждого по-своему. Семье стоит отнестись с пониманием и не заполнять «пустые окна» в расписании, а только слушать. Решение этой скучной проблемы должно достаться ребёнку. Вот тогда в нем начнёт просыпаться все то, что он давно мечтал сделать, а родителям останется только поддержать чадо. Под вниманием взрослых дети могут попробовать осуществить свои идеи и решения. Особенно это касается подростков, ведь им так нужно самореализоваться!

Наши старшие дети, через пару месяцев после перехода на СО увлеклись финансовой грамотностью. И прочитав книги, которые были в домашней библиотеке, решили открыть «свой бизнес» — выпекать булочки и продавать их возле ближайшей овощной палатки. Они даже рассчитали стоимость и затратную часть. Я выслушала их, приняла во внимание просьбу и в качестве поддержки взяла на себя первые расходы в виде продуктов. Надо ли говорить, что на третий день торговли бизнес закрылся? Но приобретённый опыт позволил им на себе почувствовать сам экономический процесс и оценить труд от пекаря до продавца. Была ли это игра? Безусловно. Однако несколько тем по обществознанию были усвоены на отлично.

Так что же, пустить все на самотёк?

Не совсем. Ребятам необходима поддержка взрослых. И часто, на пути достижения их целей возникает много вопросов. Вот здесь и надо подумать вместе. Только стараться решать проблему должен ребёнок.

Наша дочка изъявила желание играть на гитаре в середине года, но в ближайшей музыкальной школе мест не было, а возить в соседний район на машине оказалось невозможным по ряду семейных обстоятельств. Нанять преподавателя на тот момент мы не могли и дочка предложила свой вариант: она будет доезжать в музыкальную школу одна на электричке, что позволит не менять графики братьев и мне не стоять в пробке на обратном пути. Мы согласились. Несколько раз проехали вместе, обозначив «опасные места», показали билетную кассу, обсудили возможные форс-мажоры, условия, план действий и музыка перестала быть только мечтой.

-4

Но где родителям взять столько времени, чтобы всегда и во всем поддерживать чадо? На самом деле не все так страшно. Семейное образование строится согласно укладу семьи. И когда появляется внутренняя мотивация, роль взрослого в качестве «двигателя процесса» отпадает. А это значительно облегчает жизнь всех членов семьи. Дети, получающие семейное образование в благоприятных условиях, более внимательны и уступчивы. Они вполне способны понять внутрисемейные трудности и часто предлагают решения проблем.

А благоприятные условия — это прежде всего доброжелательные отношения в семье. Максимально поддерживать детей в саморазвитии, уважать их мнение, стараться сделать так, чтобы на свои вопросы каждый ребенок отвечал сам — это практически все, что им необходимо. Тогда наша будущее поколение вырастит целеустремленным и свободным.

Автор: Юлия Стаханова

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться"

Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал.

Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.