Одной из самых необычных конспирологических теорий является теория о химиотрассах. Она утверждает, что якобы правительство США распыляет с самолётов какие-то химикаты (биологическое оружие, испытание новых веществ, воздействующих на сознание людей и так далее), а белый след на небе, ещё долгое время остающийся не рассеявшимся после пролета авиалайнеров - лучшее тому доказательство.
Что ж, современных конспирологов хлебом не корми, дай только обвинить в чем-нибудь тайное правительство, иллюминатов, ящеролюдей, масонов и зелёных человечков. Но действительно, как появляется конденсационный след самолета?
На самом деле, тот характерный белый след, остающийся в небе после летательного аппарата, состоит из … воды. Да-да, уважаемый читатель, большинство самолётов - это большие фабрики по производству облаков, пусть и недолговечных. Как это происходит?
Точка росы
Вода в виде пара незримо присутствует в окружающем нас воздухе. Кубометр воздуха может вместить в себя определенное количество водяного пара. Это похоже на то, как вы возвращаетесь из магазина с полными пакетами продуктов: стоит положить туда дополнительную парочку тяжёлых банок с тушёнкой, как материал пакета не выдерживает и он рвётся. То же самое и с воздухом: когда превышено количество вмещаемого водяного пара, то "пакет рвётся": вода начинает конденсироваться и образуется туман.
Количество вмещаемой воды напрямую зависит от температуры воздуха: чем он горячее, тем больше воды можно вместить в себя "пакет".
Чтобы вода начала конденсироваться, можно поступить двумя способами:
- Добавить в воздух побольше водяного пара: "пакет" не выдержит и он неизбежно начнет конденсироваться в капли воды;
- Понизить температуру воздуха: тогда размеры "пакета" станут меньше, а излишек воды, который был в воздухе, начнет конденсироваться.
Температура, при которой водяной пар из воздуха начинает выпадать в виде конденсата, называют "точкой росы". Ее значение для каждого конкретного случая разное и повлиять на неё можно одним из вышеприведенных способов. Например, утренняя роса образуется по второму методу, ведь перед рассветом воздух самый прохладный.
Как образуется конденсационный след?
А вот конденсационный след от самолётов образуется по первому способу. Вода, которая содержится в выхлопах двигателей, повышает точку росы, и начинают образовываться капельки воды, а если очень холодно, то и кристаллики льда. В ясную погоду такой след может очень долго не рассеиваться. Важно, что это протекание этого явления не зависит от самого самолёта или желания пилотов, это физический процесс, и порой он даже демаскирует летательный аппарат.
Убедиться, что конденсационные следы образуется из-за работы двигателей, можно с помощью бинокля или фотокамеры с мощным оптическим зумом. Тогда наблюдатель увидит, как след начинает образовываться очень близко к двигателю, и их количество равно числу моторов самолета.
Вот и всё, а вы говорите: химикаты, заговоры…)))