Сегодня наши любимые братья украинцы и белорусы (те что не хотят считать нас братьями) утверждают, что русские не славяне. И не русские вообще. Мы татаро-финно-угры. В самой России тоже растёт число теорий о том кто такие русские. В нашей стране помимо русских живёт и настоящие финно-угорские народы. В этой статье предлагаю разобраться насколько обоснованно наши братья отказывают нам в славянстве, а также разобраться в происхождении таких народов как: коми, удмурты, мордва, мари, ханты-манси и других финно-угорских народов.
В прошлых статьях мы с вами рассмотрели историю происхождение предков финно-угорских народов. Их прямые предки по прямой мужской линии сформировались на территории Южного Китая десятки тысяч лет назад. Затем они мигрировали на север, где с территории Южной Сибири и Монголии стали несколькими волнами проникать в Среднюю Азию и Восточную Европу.
Другая ветвь предков сформировалась в Средней Азии. Это были арии — индоевропейцы. А в Европе жили люди, гаплогруппа которых является местной, автохтонной. Впервые монголоидные предки финно-угоров и арии встретились в районе Аральского моря около шести-трёх тысяч лет до нашей эры, откуда мигрировали в Восточную и Северную Европу, где стали ассимилировать местное население. Сюда же прибывали всё новые и новые более многочисленные волны монголоидов. Это культура Ямочно-гребенчатой керамики пятого-четвёртого тысячелетия до нашей эры.
Смешавшись вместе, они сформировали Культуру сетчатой керамики второго-первого тысячелетия до нашей эры, которая разделилась на локальные местные культуры. Далее происходит процесс формирования отдельных финно-угорских народов.
Про происхождение финнов,эстонцев, карелов и саамов можно подробно прочитать здесь.
Сегодня мы подробно разберём происхождение восточных финно-угров.
В Сибири и Зауралье из Ямочно-гребенчатой археологической культуры при смешивании с местным автохтонным населением формируются археологические культуры, которые были распространены по территории современных Томской, Тюменской областей, а так же Ханты-мансийского и Ямало-ненецкого автономных округов.
Взаимодействуя друг с другом и сменяя одна другую, Культуры Сибири (Алтымская, Тазовская, Белоярская, Кулайская, Саргатская) в период с 1250 г. до н.э. по 500 г. н.э. разовьются и дадут начало самодийским народам – ненцам, а так-же уграм.
Угры со временем разделяться на северных и южных. Северные уйдут в тайгу и тундру и станут хантами и манси. Южные степные угры мигрируют в первом тысячелетии нашей эры за Карпаты и смешавшись со славянами, аварами, гуннами, и местными карпатскими народами, станут венграми. Не все знают, что современные венгры родом с Южного Урала и Западной Сибири, а ближайшие их родственники это ханты и манси.
В Поволжье, на Каме и севере России, тем временем, живёт наибольшее число финно-угров. На рубеже эр в конце первого тысячелетия до нашей эры и начале первого тысячелетия нашей эры Культура сетчатой керамики разделяется на несколько культур, жители которых являются её потомками. Так в Центральной России с 800 г. до н. э. по 500 г. н. э существует Дьяковская археологическая культура. Для своего времени она была очень развита. Дьяковцы занимались земледелием строили селища и городища и были достаточно многочисленным народом. Но к середине первого тысячелетия эта культура приходит в упадок и её территория постепенно заселяется более активными мигрантами.
Этими мигрантами были славяне, которые продвигались сюда с территории Польши, Западной и Южной Украины и берегов Дуная.
Дьяковская культура распадается. Те кто уходят на север становятся племенем весь. Их потомки современные вепсы, живущие на юге Карелии и востоке Ленинградской области.
Те кто ушёл восточнее к Волге станут предками- племени меря, что жили на территории современных Ярославской области и округи. Племя меря было достаточно развитым. Строило города. Их столицей было Сарское городище вблизи Ростова Великого. Затем центром мерянских земель стал сам Ростов.
Древнерусский народ постепенно проникал в эти земли и в 9-10 веках русские и меря жили вместе. Русские были православными, а меря язычниками.
Но те меряне, кто принимал православие, автоматически признавались русскими. А значит их дети по имени и культуре были русскими, но этнически – потомками меря. Таким образом к 12му веку это племя исчезает полностью ассимилировавшись. И коренные жители нынешней ярославской области отчасти являются потомками не только славян, но и меря.
Это подтверждает и генетика. Так как у северных русских огромный процент, а в некоторых районах и доминирует гаплогруппа N1. В ярославской области в меньшей степени. Отчасти это, возможно, связано с тем что у самих меря были смешанные гены, как «N1», так и «R1a», которая является основной для русских. Мы же помним смешивание предков финно-угров и ариев ещё со времён Ямочно-гребенчатой культуры.
В Среднем Поволжье в это же время развивается Городецкая культура. Она так же испытала на себе славянскую колонизацию. Но основная масса городецких жителей просуществовала до летописных времён. Потомками этой культуры являются летописные мурома и мещера.
Мурома жили на территории современной Владимирской области и её округи. Мещера же жили на территории Рязанской и соседних областей. Эти племена будут ассимилированы славянами уже в историческую эпоху с 9 по 12 века, также как и меря.
Коренные владимирцы и рязанцы являются в том числе потомками муромы и мещеры соответственно. У русских центральной России до 16 % финно-угорских генов и только 47 % R1a, при небольшой примеси также индоевропейской западноевропейской R1b.
Таким образом, мы можем сделать смелый вывод, что русские (великороссы) Центральной России, которую мы считаем исконной Россией являются не только славянами, но и немного финно-уграми. А, также потомками ещё одного народа, но об этом в другой раз. Значит, летописные меря, мурома и мещера не исчезли бесследно, но как и вятичи и кривичи стали русскими.
Конечно, основные предки русских это славяне. Но, чем севернее и восточнее, тем у русских всё больше финно-угорской крови. И это абсолютно исторически логично. Почему-то некоторым русским стыдно признавать наши финно-угорские корни. Некоторые горячие головы одной соседней страны, пытаясь представить своё превосходство над нами, объявляют нас потомками финно-угров, а себя потомками ариев. Якобы это нас унижает. А чем это нас унижает то?
Севернее ближе к Каме в первом тысячелетии до н. э. формируется ещё один потомок Культуры сетчатой керамики – Ананьинская культура. Она вобрала в себя потомков Приказанской культуры. В Прикамье из неё сформируется Гляденовская, а ближе к Вятке Пьяноборская, которая к середине первого тысячелетия нашей эры разделится на Азелинскую в Кировской области и Мазунинскую в среднем Прикамье и по реке Белая.
Не все племена Городецкой культуры были ассимилированы русскими. Часть из них, не желая принимать православие переселилась на восток и смешавшись с азелинцами сформировала марийцев, которые сохранились до наших дней и имеют свою государственность в республике Марий-Эл. Это прямые потомки Городецкой и Азелинской культур. Больше того, ряд исследователей проводят параллели между мари и меря, указывая на то, что часть меря могла либо влиться в марийцев, либо быть их ближайшими родственниками. Это даёт повод сказать, что летописные меряне не исчезли, а продолжаются в марийцах.
Другая часть городецких племён распространилась по территории Пензенской области, части Тамбовской и Мордовии. Это племена эрзя и мокша, что составляют население Республики Мордовия и также являются прямыми потомками Городецкой культуры.
Из Мазунинской культуры Прикамья формируются, так называемые пермяне. Затем, часть из них, что жила южнее становится удмуртами. Другая половина – северная, смешавшись с представителями Гляденовской культуры, станет коми. Это коми-пермяки и коми-зыряне, что живут в Коми-Пермяцком округе Пермского края и республике Коми соответственно.
Несмотря на то, что ареал расселения финно-угорских народов заметно сократился, в связи со славянской колонизацией, большая часть этих народов продолжает существовать и имеет свою государственность в составе России. А финны, венгры и эстонцы имеют свои независимые государства.
Ранее финно-угры занимали территории от Балтийского моря до Западной Сибири. Жители центральной и северной России не исчезли бесследно. Они продолжаются в русских, вепсах, мордве, марийцах и так далее. Ведь жители северной России, которые считают себя славянами и русскими, как минимум на треть, а то и наполовину являются потомками местного финно-угорского населения, что видно из генофонда. Во всяком случае, у русских севера процент финно-угорской «N1c» выше чем арийской «R1a».
И родство с финно-уграми не должно ни каплю унижать нас, как это некоторые хотят представить. Наши предки жили вместе и смешивались с давних времён. Ведь финно-угры сами произошли в том числе и от ариев – прямых предков русских.
Очень трудно найти данные, которые бы совпадали друг с другом из разных источников. Я собрал, насколько это возможно, приблизительно похожие друг на друга подборки генофонда и составил таблицу.
Таким образом, самые чистокровные финно-угры, потомки переселенцев с юга Азии и Южной Сибири это ненцы – 95% N1c. Поволжские же и камские народы мало чем отличаются по генетике от русских севера.
Заметим, что у финно-угорских народов бо́льшая чем у русских примесь западноевропейской R1b, также как и гены башкир.
Можно смело сказать, что русские и финно-угорские народы, за время долгого взаимодействия и взаимного обогащения генов и культур друг друга, стали настоящими родственниками. Ведь наши предки жили рядом и взаимодействовали ещё с четвёртого тысячелетия до нашей эры. И славянская колонизация в Центральную Россию, далеко не начало нашего взаимодействия. Сначала предки финно-угров и предки русских с разных сторон колонизировали Восточную Европу. Потом финно-угры полностью ассимилировали братьев предков русских. И только затем предки русских вновь заняли восточную Европу и стали ассимилировать финно-угорские народы. Мы сливались друг с другом довольно давно и этот процесс продолжается и сегодня. Значит русские и финно-угорские народы близкие родственники. По сути братья. И я считаю это замечательно.
Вообще, людям лучше искать, что их сближает и сотрудничать, нежели постоянно искать то, что их отличает и враждовать. Во втором случае нет никакой пользы, но в первом она очевидна.