Приветствую вас!
Программа логопедической помощи в начальных классах нацелена, в основном, на коррекцию нарушений письменной речи (письма и чтения) со 2 класса.
Вот вам типичное "рубежное", 1 - 2 классы, письмо:
Что тут будешь делать... Всё заново: и графика, и звукобуквенный, и, ещё, - осложняется всё орфографией...
Это как "построить дом на хлипком фундаменте до крыши, начать его разрушать медленно, чтобы потом ещё медленней продолжить перестраивать, а там уже и зима скоро... успеем - не успеем..."
Коррекция дисграфии - процесс длительный, желательно - индивидуальный, - это сопровождение на год-полтора, в лучшем случае. В условиях, например, начальных классов без параллели - 2, 3 классы - один логопед вполне может справиться с письменными проблемами учеников.
А теперь примерьте эту ситуацию на текущие реалии в современной общеобразовательной школе с параллелями от двух и более классов, где почти треть учащихся нуждается в помощи специалистов (оптимизация + другие некомпЭтЭнции).
Насколько результативно "сработает" в таком случае логопед, а если повезёт, - и два логопеда?
- Чем больше классов в параллелях, с комплектованием от 30 и больше, тем "декоративней" будет выглядеть логопед в школе: он объективно не сможет объять необъятное, - можете себе представить, сколько нуждающихся в логопедической помощи выявляют входящие контрольные во 2 классе, а ещё и в 3-х классах...
Надеяться на то, что в современных реалиях школы доукомплектуют специалистами, не приходится, по известным причинам...
Что же делать в сложившихся обстоятельствах?
Наивно было бы полагать с моей стороны, что своими наблюдениями и выводами мне удастся сдвинуть огромную махину - государственную управленческую структуру в образовании, где по производным показателям дефектологи давно уже отодвинуты в сторону куда более харизматичными нашими смежными коллегами - психологами. Справедливости ради отмечу, что подавляющему большинству заинтересованных сторон в коррекционном обучении - родителям и педагогам, - более или менее понятно, чем занимается психолог в школе или в саду. А вот чем в свои 4! часа в день занят логопед, - это так и осталось тайной... Понятно, что обобщаю, но со стороны это воспринимается именно так.
(Никак не доходят руки, но планирую как-нибудь осветить противостояния и противоречия в кругу "узких", отчего же они остались "так далеки от народа." Вот не поверите, мистика какая-то: пишу эти строки и прилетает мне комментарий: " Да уж, логопеды и психологи в школе, это ничегонеделатели на зарплате. Вот если родители хотят что-то испровить в дикции ребенка, то он должен нанять этого логопеда, вопрос, а что этот логопед делает в школе", - кому интересно, - найдите автора к одной моей предыдущей статье) Каждый читатель этого комментария сделает свой вывод, но вот что я вижу в этом, - не знаю: пишет родитель или педагог, - но, почти все до сих пор считают, что логопед в школе для "исправления дикции"... Дальше пауза... Слов нет!
Но, продолжу... Раз уж что-то отрицаю, то что же конструктивного предлагаю?
А предлагаю НЕ ДОЖИДАТЬСЯ ДИСГРАФИИ ВО 2 КЛАССЕ, А ВСТАТЬ РЯДОМ С УЧИТЕЛЕМ В 1 КЛАССЕ. а ещё ЛУЧШЕ - "ВЕСТИ " РЕБЁНКА С ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДО 1 КЛАССА ВКЛЮЧИТЕЛЬНО
(хоть какая-то польза от блока "детский сад - школа" в пору оптимизации) Будучи реалистом, понимаю, что всё это из разряда несбыточных, во всяком случае в скором будущем, мечтаний.
А польза была бы очевидна: Ко 2-му классу ученик подходит с более или менее читаемым почерком, с минимумом ошибок и, самое главное, - готовым к восприятию нового, всё усложняющегося материала. Он "слышит и понимает учителя, для него каждое новое понятие - продолжение связей с предыдущим и т.д." Конечно, он остаётся под наблюдением специалиста, но это уже не полноценное сопровождение, а специалист высвобождается для работы с другими учащимися. Такой подход куда более оптимален и результативен. Только при таком раскладе труд специалиста ощутим для учителей и родителей.
Но почему бы действующим школьным логопедам не попробовать такую практику уже сейчас: не терять время даже на сомнительно обязательную диагностику (достаточно майской), а хотя бы начинать, если не получилось "продолжить", сразу - на старте - работать с первоклассниками в качестве профилактики дислексии и дисграфии в будущем!? Очень хорошо представляю себе препятствия, с которыми можно столкнуться, - в первую очередь, - со стороны контролирующих методических структур.
Вот странно: какую бы структуру у нас не придумывали для оказания, якобы, методической помощи, - методом несложных комбинаций она, волшебным образом, превращается в контролирующий орган; главной целью, которую он преследует - "не допустить никакого инакомыслия в плане отличных от одобренных этой же структурой методик и программ"
Как это уже у нас сложилось в общем образовании: "сверху" спускается в школу весь норматив по всем сферам: только так и никак иначе, - для автоматов-исполнителей... Это отвратительно и унизительно для учителей, - не знаю, сколько они ещё будут это терпеть... (Всё забываю о подневольности учителей: - "что-то не нравится, вон из школы!..)
Но в сфере коррекционной педагогики такой подход категорически не приемлем: здесь по разработкам особо не поработаешь (- лишь на этапе накопления опыта молодыми специалистами), а затем у всякого уважающего себя специалиста нарабатывается своя авторская программа коррекционной работы. У заурядных специалистов этого нет, - они работают как им "сверху" спустили, - неистребимая концепция, благодаря которой многие специалисты вынуждены деградировать и выгорать профессионально...
- - Почему "сверху" не работает для логопедов и дефектологов? - По одной простой причине - у нас не ребёнок под программу, а совсем наоборот: мастерство специалиста состоит в том, чтобы подобрать конкретному ребёнку свою, действительно индивидуальную программу развития или коррекции, и, если она не срабатывает - неуспешна, - уметь найти другой подход, или даже сотворить что-то новое, чтобы только ребёнок "взял" обучение.
Уверена, многие опытные специалисты являются авторами оригинальных и результативных программ, и успешно используют их на практике, - почему бы не искать, обобщать этот опыт... - - Но: на поверхности очевидно другое: - Не видят ни школа, ни родители результатов работы специалистов и уже давно...
Очень не хотелось бы обижать практикующих специалистов, которые в очень непростой обстановке всё же добиваются результатов, - честь вам и хвала! Уверена, за таких специалистов учителя и родители горой! Но в большинстве случаев...
Возвращаясь к заявленной тематике, - давно работаю по своей программе; применительно к обсуждаемому возрастному диапазону:
- по блоку "Подготовительная группа - 1 класс".
Программа оказалась результативной, поэтому захотелось поделиться с другими. Где удачно, где - не очень, - судить вам.
(Про почерк см. ранее в моих статьях)
Пишите в комментариях, спрашивайте, - постараюсь ответить.
СПАСИБО, что дочитали!