Память о Великой Победе - это память о людях, которые, как могли приближали Ее День, о ветеранах. А именно: о моряках, пехотинцах, летчиках, артиллеристах, разведчиках, саперах.
Победа ковалась на фронте людьми, принадлежащими к самым разным родам войск. И об одном таком человеке, гвардии лейтенанте Иване Павловиче Васильеве, командире саперного взвода, и одновременно моем деде, этот рассказ.
Великую Отечественную войну дед закончил с десятью наградами. Среди них пять орденов: Орден Красной Звезды, Ордена Великой Отечественной войны I и II степени, орден Александра Невского и орден Красного Знамени. А также пять медалей: «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
Гвардии лейтенант Иван Васильев, как и все саперы, был невидимым героем войны, ее боевым «инженером». В обороне дед, как и все саперы, минировал пути наиболее вероятных атак противника. А перед наступлением готовил проходы в минных полях, наводил мосты.
Самое удивительное, что до семидесятипятилетия Великой Победы дед Иван оставался невидимым и для нас сестрой. Мы и предположить не могли, что в нашем роду есть орденоносцы...
Почему так? Потому что деда Ивана мы никогда не видели. Он был первым мужем бабушки Веры, а мы знали только второго, деда Алексея, к которому ездили на лето в город Бузулук. Я знал о деде Иване только со слов матери, которая часто рассказывала мне, как храбро дед сражался в Сталинграде и какой он герой. Рассказывала мама и об ужасной драме, которую пережила моя бабушка Вера, когда дед Иван вдруг ушел в чужую семью: «к какой-то медсестре». Ушел, когда маме едва исполнилось 6 лет. Ушел, насколько я помню, потому, что бабушка Вера не желала простить измены...
В представлении моей матери ее отец, Иван Павлович Васильев, был олицетворением воинского духа; воплощением закона, порядка и совести, эталоном отеческой заботы. До самой своей смерти в 2012 году мама хотела найти родного отца, узнать о нем хоть что-то. Но «голубая мечта» оставалась мечтой. Мама не знала, как искать человека в огромной России. А интернетом пользоваться не умела.
Однако моя сестра Вера в преддверии семидесятипятилетия Великой Победы провела собственное расследование. Она стала искать информацию о деде Иване с методичностью великого сыщика Шерлока Холмса. Последний, чтобы проследить судьбу «Одинокой звезды» в рассказе «Пять зернышек апельсина», целый день провел над ллойдовским журналами и связками бумаг.
Моя сестра делала запросы в Министерство обороны, в архив и ЗАГС города Стерлитамака (место рождения деда); перелопатила содержимое известного портала «Память народа». И нашла-таки документы, касающиеся фронтового пути нашего деда.
Среди этих документов: учетно-послужные карты, приказы советского командования по разным фронтам, наградные листы.
После этого за дело взялся я, доктор Ватсон. Ибо мало найти информацию. Нужно еще ее изучить, проанализировать и, самое главное, описать словами. И теперь вашему вниманию, дорогой читатель, предлагается история невидимого героя войны, командира саперного взвода гвардии лейтенанта Ивана Васильева.
Мой дед призывается на фронт в июле 1941 года. Боевое крещение он переживает на Калининском фронте, который противостоит немецкой группе армий «Центр» на северо-западном направлении от Москвы. Фронт участвует в обороне Калинина (Твери), теряет город, но 16 декабря все-таки освобождает его.
После Калининской наступательной операции Иван Павлович Васильев 19.01.1942 года получает тяжелое ранение, после которого попадает в госпиталь. Его увозят в Челябинскую область, в город Чебаркуль, и моя бабушка Вера навещает его там, приезжая из отстоящего от Чебаркуля Стерлитамака за 400 километров.
После длительного лечения и выздоровления дед с октября 1942 года по февраль 1943 года снова воюет, но уже не на Калининском фронте, а на Сталинградском. Его словно тянуло в самое пекло... Естественно, он участвует и в обороне Сталинграда, которая длилась с 12 июля по 19 ноября 1942 года и в которой со стороны Советского Союза погибло около 1,1 миллиона людей, а со стороны Оси - 1,5 миллиона... Это невероятно, но дед выживает в этом аду.
Больше того, со Сталинграда для Ивана Васильева начинается путь к воинской славе. Именно там, в городе на Волге, он получает первую боевую награду - медаль «За оборону Сталинграда».
После Сталинградской битвы дед сражается с фашистами в составе Донского фронта (такое название после переименования получает Сталинградский фронт). За участие в важнейшей январской операции 1943 года по окружению группировки фельмаршала Паулюса под Сталинградом под кодовым названием «Кольцо» старший сержант Иван Васильев получает вторую боевую награду - медаль «За отвагу» (приказ от 17.01.1943).
После окружения несчастного Паулюса деда, как «последнего из могикан», переводят в состав Степного фронта. Здесь он во время Курской битвы, пока пехота отдыхает (Степной фронт в Курской битве не участвует: он разворачивается за Центральным и Воронежским фронтами в качестве резерва), продолжает разминирование местности и перед совместным наступлением Воронежского и Степного фронтов получает третью боевую награду - орден Красной Звезды (даты подвига: 07.07.1943-10.07.1943). Этим орденом награждали за личное мужество и отвагу в боях, а также за отличную организацию и умелое руководство боевыми действиями.
После переименования Степного фронта во 2 Украинский старший сержант Васильев наступает вместе с советскими бойцами в полосе от Кременчуга до Днепропетровска вплоть до Днепра. Затем герой форсирует Днепр и штурмует «восточный вал» - мощный оборонительный рубеж германских войск на берегу Днепра. Здесь фашисты хотели остановить советскую армию и даже повернуть ее вспять, но только не получилось: силенок не хватило.
События, посвященные форсированию Днепра: боль, кровь, любовь и радость - правдиво отражает пронзительная повесть писателя-фронтовика Юрия Бондарева «Батальоны просят огня».
В 1944 году Иван Васильев сражается в составе 3 украинского и 1 белорусского фронтов. Невидимый герой войны участвует в освобождении сначала юга Украины, а затем Белоруссии и Польши. Его повышают в звании: он получает погоны младшего лейтенанта. А также в должности: дед становится командиром саперного взвода 488 гвардейского саперного полка 94 гвардейской стрелковой Звенигородской имени Суворова дивизии. В августе 1944 года (приказ от 31.08.1944) Иван Васильев «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» получает второй орден - Отечественной войны 2 степени.
В 1945 году дед попадает в 288 гвардейский полк 94 гвардейской стрелковой дивизии. В составе 5 ударной армии он участвует в Висло-Одерской наступательной операции, в боевых действия по удержанию и расширению плацдарма в районе Кюстрин, а также в Берлинской стратегической наступательной операции. Во время наступления 5 ударной армии советским бойцам приходится преодолевать несколько водных рубежей: Вислу, Одер, Альт-Одер. Естественно, здесь не обходится без деда-сапера...
В феврале 1945 года за прорыв обороны противника севернее города Кюстрин гвардии лейтенант Иван Васильев получает Орден Отечественной войны I степени. Сохранился наградной лист, подписанный командиром 288 полка гвардии подполковником Кондратенко.
В наградном листе дается конкретное описание подвига деда Ивана: «15.04.1945 со взводом проделал 4 прохода в проволочном заграждении и два в минном поле для прохода нашей пехоты, в последующих боях за город Берлин он находился в боевых порядках, разминировал под огнем противника перекрестки дорог и навел мост через реку Альт-Одер, не смотря на обстрел противником».
После войны дед получает еще два ордена. 26 мая 1945 года - орден Александра Невского. 9 июня 1945 года - Орден Красного Знамени (третий в рейтинге боевых наград Великой Отечественной Войны). А также три медали: «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
Оставшиеся в живых герои возвращаются домой, а Иван Васильев продолжает еще целый год служить в советской армии. Приказ о демобилизации выходит только 20 августа 1946 года.
Однако домой, в Стерлитамак, дед не возвращается... Для нашей семьи он навсегда остается невидимым героем....
Что сказать напоследок... Нужно беречь в себе то, что не можешь сказать словами. Например, уважение к мертвым. Ибо время, как сказал Харуки Мураками, все расставляет по своим местам. Что должно остаться - останется. Что должно уйти - уйдет.
Память о деде-герое, о его подвиге во время ВОВ навсегда останется в моем сердце. Ибо эта память есть история моего рода, моего народа, моей страны. Пока жива память о героях, живы и они.
Живы будем и мы. Если герои войны станут для нас живым примером, призывом к действию и благородной борьбе с мировым злом за жизнь человека. Память о героях должна жить вечно!
Благодарю, что прочитали этот текст. Подписывайтесь на канал "Христофор+". Всем добра)))
# День Победы # Герой войны # Расследование # Холмс # Сталинград # Батальоны просят огня # Берлин # сапер #