Как выбрать стратегию для восстановления своего дела? На какой срок планировать развитие? Редакция «Своего дела» совместно с программой развития предпринимательских навыков «Бизнес-класс» от Сбербанка и Google собрала главные советы от Елены Мальковой, бизнес-тренера и консультанта по организационному развитию компании
Шаг 1. Оцените состояние своего бизнеса
Для этого можно составить шкалу с тремя отметками: −10, 0 и +10. По словам Елены Мальковой, в зависимости от оценки предприниматель и его бизнес попадают в одну из категорий:
Бизнес «на голодной диете».
Это предприниматели, которые остались без стабильного оборота и не успели собрать подушку безопасности. В большей степени это коснулось перекупщиков, организаторов мероприятий, сферы бытовых и спортивных услуг. «У такого бизнеса не было планов по развитию. Предприниматель ориентировался на конечную сумму, которую ожидал увидеть к концу года. Он был целиком сконцентрирован на наборе заказов и их обработке, не успел выйти на оборот и создать подушку безопасности», — объясняет Малькова.
Бизнес «на ограниченном питании»
Чуть в лучшем положении оказались предприниматели, которые работали не только в офлайне и уже начали переход в «цифру», а также те, кто потратил много сил на развитие и не обращал внимание на текущие проблемы. В эту категорию входят бизнесмены, которые столкнулись с обнулением или сокращением клиентской базы. Такие предприниматели, скорее всего, ориентировались на конкретный объём продаж, определённые ресурсы и время выполнения заказов. Сейчас они тоже должны перестроиться.
Как бизнесмену строить планы на годы вперёд
Бизнес «на калорийном питании»
Успешны сейчас те компании, которым не пришлось останавливаться из-за карантина, которые уже давно вели деятельность через интернет и успели накопить клиентскую базу. Среди таких организаций — производители медицинской и косметической продукции, продуктов питания, онлайн-игр, поставщики IT- и онлайн-услуг.
В этом материале мы собрали ключевые советы от преподавателя учебной программы. Посмотреть полную версию вебинара и узнать о других обучающих курсах для предпринимателей, можно на сайте образовательного проекта «Бизнес-класс» по ссылке!
Шаг 2. Выберите стратегию выхода из кризиса
Предпринимателям, которым придётся бороться с последствиями карантина, эксперт советует признать: реальные причины торможения бизнеса находятся внутри компании. Это может быть недостаток образования у руководителя, отсутствие планирования и т. д.
План выхода из сложившейся ситуации зависит от того, в какой группе оказалась компания. Но прежде всего предпринимателю надо ответить на три вопроса:
- чего он хочет достичь;
- чего он хочет избежать;
- что хочет сохранить.
Такие вопросы надо задать не только для того, чтобы принять личное решение продолжать заниматься бизнесом, но и чтобы разработать план действий в нескольких категориях: проекты, рынок, финансы, сотрудники, технологии.
Затем Малькова советует сделать конкретный план задач для каждого блока и оценить объём имеющихся ресурсов, понять, хватит ли их для дальнейшего развития бизнеса. К ним относятся не только материальные ресурсы, но и межличностные отношения с клиентами, а также собственный эмоциональный ресурс.
«Предприниматель — главный инструмент в своём бизнесе. От него и от его эмоций зависят направление и развитие компании. Поэтому ему надо обязательно ответить, хочет ли он продолжать бизнес или предпочитает стать наёмным работником»,
— говорит эксперт
Потом, чтобы чётче построить план для своего бизнеса, предприниматель должен сформулировать, каким будет эффект от этих действий. Например, что он получит благодаря сохранению команды в полном составе или, наоборот, увеличению штата сразу после выхода из карантина.
Бизнесмены «на голодной диете», скорее всего, будут озабочены только выживанием. Предприниматели из второй категории будут стараться не только сохранить своё дело, но и перестроиться, отыскав возможности. В качестве примера Малькова приводит рестораторов, которые мигрировали в новую бизнес-модель, экстренно перейдя на доставку. Предпринимателям из третьей категории (их продажи сейчас растут) стоит сосредоточиться на том, как обогатить себя на волне повышенного спроса, советует эксперт.
Шаг 3. Составьте план на короткий срок
Малькова советует зафиксировать план действий по восстановлению бизнеса — пока на короткий срок, на месяц или в лучшем случае на квартал. По словам эксперта, из-за изменений внешней среды сейчас невозможно строить долгосрочные планы, а готовые годовые графики придётся перезапускать даже тем, кто не ощущает последствий пандемии. «Тестируйте нововведения быстро и проектами. Если получилось, запускайте их на регулярной основе», — говорит Малькова. По её словам, планирование нужно максимально упростить. Для этого не нужно использовать сложные таблицы и ERP-системы.
Как предпринимателю действовать в кризис
По данным исследования Мальковой, с начала апреля до конца режима самоизоляции бизнес находится в состоянии торможения и финансовой и эмоциональной адаптации к новым правилам игры. Дальнейший этап продлится до марта 2021 года — эксперт прогнозирует, что в этот период случится временный всплеск интереса к услугам, появятся новые рынки. Затем до конца 2022 года ожидается стабилизация экономической ситуации, и в 2023 году начнётся развитие. Переходить к долгосрочному развитию Малькова советует не раньше, чем в марте 2021 года.