Часть 1.
Небольшой остров Борнхольм дал Сталину датскую опору в конце Второй мировой войны. Почему он бросил это?
Существует история, которая предполагает, что Иосиф Сталин ненавидел Гамлета. Рассказ Шекспира о кровавой интриге в суде Дании якобы напомнил Сталину о кремлевской политике - и разве критика первого не могла привести к завуалированной критике последних? В другой версии истории датский принц Шекспира очаровал диктатора, и Гамлет был одним из единственных шекспировских персонажей, которых Сталин назвал по имени.
У Сталина была своя датская история. Весной 1945 года советские войска освободили датский остров Борнхольм от немецкой оккупации и оставались там в течение 11 месяцев после капитуляции Германии. Политики из Дании, Великобритании и США сомневались, что русские уйдут с острова без значительного дипломатического и, возможно, военного давления. Они были не правы. Борнхольм был тихо эвакуирован, не оставив советского присутствия в Скандинавии
Эта короткая история интересна тем, что ставит под сомнение привычные сведения о советских амбициях во время холодной войны. Историки часто цитируют мнение Сталина о том, что «тот, кто оккупирует территорию, также навязывает свою собственную социальную систему. Каждый навязывает свою собственную систему, насколько его армия может достичь. Иначе быть не может ». Любопытный случай Борнхольма показывает, что действия Сталина руководствовались более сложными мотивами, чем просто расширение советской власти и идеологии.
На Ялтинской конференции в феврале 1945 года было решено, что разделительная линия между Востоком и Западом будет проходить вдоль реки Эльбы. Борнхольм находился далеко к востоку от Эльбы и к северу от того, что станет самой западной частью Польши. С советской точки зрения, захват острова может обеспечить некоторые рычаги влияния на будущую судьбу Дании.
После того, как Берлин попал в руки советских войск 30 апреля, началась гонка за «захват» датской земли. Черчилль боялся, что, если Советская Армия продвинется и захватит портовый город Висмар, Сталин посмел бы переехать в Данию. Страна была в конечном счете освобождена американцами в Гренландии, британцами на материке и русскими в Борнхольме.
2 мая 1945 года генерал Майлз Демпси и 2-я британская армия достигли Любека. Британский захват города положил конец всем надеждам, что Сталин, возможно, пытался вторгнуться в Данию. Войска Демпси были готовы войти в Скандинавию, но фактическое освобождение Дании не потребовало британской военной помощи, поскольку немцы сдались 4 мая. Борнхольм, однако, оставался оккупированным немецкими войсками.
Немецким командующим на острове был Герхард фон Кампц. Он получил приказ сдаться только англичанам. Он отправил сообщения в Копенгаген с просьбой отправить одного британского офицера, но его просьбы были проигнорированы. Тем временем фон Кампц оставил открытыми маршруты для немцев, чтобы они могли покинуть оккупированные советские территории. Когда немцы отошли на запад перед лицом нападения Красной Армии, большое количество немецких войск и перемещенных лиц были изолированы в Курляндии и Северной Германии. Очевидный выход, избегая наступления советских войск, проходил по морю, и Борнхольм был очевидным путевым пунктом. 6 мая прибыл генерал Рольф Вутерман с гренадерским полком из примерно 800 человек, которому было поручено защищать остров, когда немцам удалось бежать. Рано 7 мая фон Кампц встретился с представителями Дании. Они обнаружили, что немцы готовы к бою. Датчане призвали сдаться.
7 мая генерал Эйзенхауэр дал понять, что Борнхольм имеет тот же статус, что и остальная часть Дании, и если датчане запрашивают войска на острове, они должны быть развернуты. В тот же день британцы получили сообщения о том, что советские самолеты пролетели над Борнхольмом «на российской стороне линии бомбардировки». Линия бомбардировки была согласована на Ялтинской конференции в феврале 1945 года; Русские не будут бомбить территорию к западу от линии, англичане не будут бомбить на восток. Впоследствии советские самолеты снова пролетели над Борнхольмом, сбрасывая листовки, призывающие немцев прекратить сопротивление. 8 мая британцы дали понять, что могут сдаться в Борнхольме без «необходимости консультироваться с русскими». В записке невольно отмечалось, что «Борнхольм представляет особый интерес для нас и россиян, потому что подводные лодки лежат в гавани острова».
Продолжение следует...