Когда в 45-ом году мой дед пришел с войны в родное село, его встретила мать и незнакомая молодая женщина с ребенком. Это была моя бабушка. Вскоре они поженились и положили начало большому, разветвленному семейному дереву. В отличии от деда, бабушка иногда вспоминала военные годы. Обыденно и просто рассказывала о вещах, которые теперь кажутся невероятными и ужасными.
Она жила в одной из самых западных областей России. Рано женилась, родила дочку. За несколько лет до начала ВОВ выучилась в городе на медсестру, вернулась домой и стала помощницей сельского фельдшера. Жили небогато, но счастливо, весной 1941 года выяснилось, что молодая семья ждет прибавления.
Потом началась война. Ее первого мужа мобилизовали в июне, а в августе пришла похоронка, он погиб в Белоруссии. Не успели оплакать потерю, как нагрянули немцы. Бабушка не раз повторяла, что многие немцы вели как сволочи по отношению к гражданским и военнопленным, но нельзя их всех грести под одну гребенку. Дело в том, что один добросердечный немецкий солдат буквально спас её.
Их подразделение стояло в селе, он заметил беременную женщина с малым ребенком на руках и стал тайком давать ей еду, которой уже не хватало. Оккупационные власти не собирались кормить мирное население, наоборот – они полагали, что голод сделает за них часть грязной работы.
Когда пришло время рожать, солдат отвез бабушку в город. Роды были очень сложными, в сельских условиях скорее всего закончились бы смертью и роженицы, и детей. Родились близнецы. Так как оккупанты вели строгий учет жителям и не позволяли надолго покидать предписанные места жительства, бабушка вскоре вернулась в село.
Добрый немец продолжал подкармливать и помогать ей. Однако он ничего не смог поделать, когда бабушку с другими односельчанами погнали на принудительные работы. Ни младенцы, требующие еды и ухода, ни слабое после родов здоровье не служили уважительной причиной для освобождения от работ. Любое уклонение жестоко наказывалось.
Гитлер еще весной 1941 года говорил своим генералам, что война в России отличается от войн с европейскими странами и будет вестись на уничтожение. Немецкое командование прививало солдатам слепую жестокость по отношению к мирному советскому населению. Вот красноречивая выдержка из памятки для немецкого военнослужащего:
«У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек».
Более того, практически все преступления против «враждебного» мирного населения и военнопленных объявлялись неподсудными для солдат вермахта, СС и их приспешников. На оккупированных территориях с немецкой основательностью проводился тотальный террор.
Смертью карались не только диверсионные действия и антифашистская пропаганда, но и непослушание и даже проявление недовольства. За незначительную провинность, например, за пользование колодцем, из которого могли пить только немцы, человека могли казнить. Как правило, для устрашения других жертву вешали публично. Такой политикой оккупанты уничтожить даже мысли о сопротивлении и сделать население полностью покорными.
Поэтому у моей бабушки не было выбора. Её угнали в соседнее село на работы, близнецы умерли от голода, старшую дочку приютили односельчане, немец-спаситель бесследно исчез в круговерти войны. Все-таки интересно и непостижимо сложно плетутся судьбы людей. Если бы не было этого немца, то бабушка скорее всего бы умерла, не встретившись с моим дедом и не родив мою маму. И меня тоже не было бы.
Оккупация в цифрах
Время. Оккупация советских территорий началась 22 июня 1941 года и закончилась 7 ноября 1944 года. Она длилась 3 года 4 месяца 2 недели и 2 дня или 1234 дня.
Площадь. Максимально было оккупировано 1926 тысяч кв. км. На такой территории поместилось бы три Франции, или пять с половиной Германий, или восемь Англий, или 63 Бельгии.
Население. До войны в занятых оккупантами областях проживало 88 миллионов человек, 15 миллионов из них эвакуировалось на восток или ушли на фронт. Под властью захватчиков находилось до 73 миллионов советских граждан.
Жертвы. За время оккупации на занятых немцами и их союзниками территориях по разным причинам умерло 8.5 миллионов человек. Причем в мирное время естественная убыль населения, по подсчетам, составила бы 4.4 миллиона, то есть от голода, казней, издевательств погибло более 4 миллионов.
Остарбайтеры (восточные работники). 5.27 миллионов человек насильно угнаны в Третий Рейх на разнообразные работы. Из них после войны в СССР вернулось 2.65 миллиона, 451 тысяча осталась за рубежом, 2.16 миллиона умерло на чужбине во время ВОВ.
Ресурсы. Для вывоза продовольствия немцы создали компанию «Восток», которая за время оккупации отправила в Рейх 9.2 млн. тонн зерна, около 1 миллиарда яиц, 3.2 млн. тонн картофеля, 420 тысяч тонн сахара, 622 тыс. тонн мяса и мясных продуктов, 2 млн. тонн грубых кормов и другую с/х продукцию.
Помимо продовольствия и культурных ценностей в Германию вывезли свыше 1 миллиона тонн железной руды, более 1 миллиона тонн меди, 800 тысяч тонн свинца, 500 тысяч тонн марганцевой руды, десятки тысяч тонн стального проката, шерсти и хлопка, 23 тонны золота.