Найти тему
Донские Зори

На берегу донской протоки. Калейдоскоп воспоминаний и рецепт «ленивой» ухи

Мы опаздывали, немного завозившись в Ростове. В Семикаракорах на рынке нас уже поджидал Михаил, а мы в этот момент только проезжали ставшие мне родными за время учёбы и работы в РГУ места — бывший совхоз Крепинский и Багаевку.

В те времена, когда трасса на Волгодонск ещё проходила через Семикаракоры, безусловным «хитом» для нас были местные пирожки с капустой, продаваемые опрятными бабульками. Я не любитель капусты, но семикаракорские пирожки с этой начинкой были просто великолепны! Надо же было уметь так приготовить простую капусту, чтобы просто таяла на языке; чтобы там, в начинке, было в меру черного перца и жареного лучка; чтобы это всё было обжарено вместе с кусочками нежнейшего сала и щедро заправлено в пушистую оболочку из теста размером с тапок сорок второго размера! Спеша на рыбалку, мы тем не менее всегда здесь останавливались и закупались пирожками, большинство из которых съедалось прямо на месте.

В этот раз я не узнал рынка: там было почти пусто и бабушки с пирожками отсутствовали. Опечалившись, мы купили с машины овощей, арбуз среднего размера и двинулись дальше уже полным составом.

И вскоре мы уже стояли на берегу протоки, рассматривали густой лес на другой стороне и сокрушались по поводу ставшего уже обычным цветения воды..

Вскоре на большой поляне уже стоял наш лагерь, Михаил раскочегаривал свой знаменитый среди его коллег–археологов самовар, а мы с Вадимом готовились к рыбалке. Как только лодка была спущена на воду, я сразу завладел ею и выгреб на середину протоки, чтобы осмотреться.

Протока
Протока

Протока за прошедшие годы стала гораздо у́же, заросла тростником и потеряла былое течение. Я хорошо помню случай, когда здесь у нас уплыл садок, привязанный к деревянному колу, и мне пришлось ловить его вплавь. Пока я разбирался с «беглецом», течение отнесло меня на добрую сотню метров, и на обратном пути по берегу я больно пробил себе пятку тростниковым пеньком. Такое запоминается надолго.

А сейчас течение еле заметно, и это плохой знак. Значит, жить этой протоке осталось совсем недолго...

Только возмужавшие деревья на нашем берегу радовали глаз. Не будут нам страшны ни дождь, ни ветер, ни палящее солнце...

Место моей рыбалки на протоке
Место моей рыбалки на протоке

Вернувшись на берег, я решил остаться в лагере и ловить в ближайшей прогалине на поплавок. Вадим умчался на рыбалку на Дон, а я, вспоминая давние времена, подкормил место, наживил бойких червяков и затаился...

...В далёкие 80-е мы с приятелями пару раз выбирались сюда на рыбалку. Место это передал «по наследству» отец моего товарища. Добравшись до Семикаракор на рейсовом автобусе, к протоке мы шли пешком, таща на себе тяжёлые и неудобные «яровские» рюкзаки. Приходилось делать привалы почти через каждый километр, но всё же мы дошли до протоки и разбили лагерь на этом самом месте. И было потом нам рыбацкое счастье — с золотыми сазанами, подолгу вываживаемыми из родной стихии... Давно это было...

Рыбацкое место
Рыбацкое место

Нет, надо заниматься чем–то одним — или ловить рыбу, или фотографировать! В тот момент, когда я снимал этот кадр, ближний поплавок дрогнул и уверенно ушёл под воду, оставив лишь круги, видимые почтеннейшей публике на этом кадре!

Поплавок нырнул! Поклёвка!
Поплавок нырнул! Поклёвка!

Пока я искал место, куда положить камеру, за поплавком потянулось и удилище! Суета ни к чему хорошему не приводит — «сонька» полетела на грязный берег, я поскользнулся и чуть не шлёпнулся в прибрежный ил, пытаясь схватить уползающее удилище. Через несколько секунд я любовался на оборванную леску и костерил себя на чём свет стоит...

И это, очевидно, была самая крупная из местных рыб, потому что дальше начали клевать тараночки, окуньки и противные, но толстые караси–«душманы». Часть из них вернулась в родную стихию под слова моего доброго напутствия, часть была отправлена в садок на вечернее заклание.

Вскоре вернулся Вадим с «зачётным» крупным окунем, и мы приступили к организации ужина.

Подготовка к ужину
Подготовка к ужину

Редкая рыбалка обходится без традиционной в нашей компании «ленивой» донской ухи. Рассказываю рецепт, запоминайте!

Всякая хорошая уха требует тщательной подготовки рыбы, просто почистить — ещё ничего не значит. Обязательно надо удалить жабры: оставить их всё равно, что прокипятить в бульоне использованный фильтр грубой очистки. К тому же будет горчить. Ещё необходимо толково подготовить все, что содержится внутри: икру, пузыри, жир, а у сазана можно и печень. Всё закладывается сразу: рыба без жабер, картофель целиком, луковица целиком, помидоры целиком, потрошки, сухой укроп, как для раков, соль. И всё это варится до готовности картошки. Потом добавляются специи, и настаивается минут пятнадцать. Раскладывается следующим образом: картофель, помидор и заливается чистой юшкой. Гурманы претендуют и на луковицу. Замечено, что на рыбьи пузыри в ухе народ просто «подсаживается», и те, кто попробовал их в первый раз, впоследствии зорко следят за разливающим, чтобы тот не обделил страждущих этим деликатесом.

«Ленивая» уха
«Ленивая» уха

А потом были вечерние посиделки в хорошей компании. Много рассказов и много интереснейших историй — под звёздным небом над головой и под слабый шорох листвы старых деревьев, окружающих нашу поляну...

Подписывайтесь на мой канал! И — особо буду благодарен за «лайк»!

Хотите знать больше? Много интересной и подробной информации о донском крае вы найдёте на моём познавательном портале «Донские Зори»!