Найти тему

Какими бывают шоссейные велосипеды

Оглавление

Я постоянно читаю коллег по цеху, которые пишут, какие типы велосипедов бывают, и как выбирать себе первый велосипед. Заметил интересную тенденцию разделять маунтинбайки на дюжину разновидностей, а шоссейные велосипеды все объединять в одну группу. Давайте я исправлю это досадное недоразумение и попробую раскрыть значение английского словосочетания road bike.

На первый взгляд, шоссейные велосипеды мало чем отличаются, но даже при небольшом различии в углах геометрии рамы, разница очень заметна, если вы сели на велосипед и проехали больше 5 километров. Если вы собрались выбрать дорожный велик, тут тоже можно прилично промахнуться и, к примеру, потратить лишнего.

Часто коллеги пишут: «увидели узкие колёса и руль баран — значит это шоссейник», и это правда только отчасти, потому как под это описание подходят и трековые велосипеды. Как отличить трековый велосипед от шоссейного я уже писал. Для подавляющего большинства шоссейных велосипедов, рассчитанных на взрослого человека, характерны:

  • Колёса с диаметром 28 дюймов, и относительно небольшой диапазон резины от 23 до 28 мм с ненавязчивым протектором или вообще без него;
  • Многоскоростная трансмиссия, 2x10-2x12 в современных вариантах;
  • Наличие тормозов;

Теперь поехали разбираться в отличиях.

Climbing: велосипед для «восхождений»

Climbing-байк Trek Émonda SL 5 Disc
Climbing-байк Trek Émonda SL 5 Disc

Первым из дорожных велосипедов я бы выделил: шоссейник для «горняков», или на английском Climbing bike. Под «горняком» здесь подразумевается не шахтёр, а лёгкий велогонщик, который специализируется на подъемах в горку.

Это классический гоночный велосипед, наследник гоночных велосипедов прошлого века — никаких креплений под крылья, катафоты и осветительные приборы на таких рамах обычно нет, что как бы намекает, что это «арабский скакун», а не «прогулочная пони» или «бельгийская тягловая».

Как известно из школьного курса физики, чем тяжелее объект, тем сложнее его поднять в по наклонной плоскости — исходя из этого велосипеды Climbing серий делаются максимально лёгкими и достаточно жёсткими, но за снижение веса обычно приходится платить. Я уже писал про самый легкий серийный шоссейник Merida Scultura 9000 LTD весом всего 4560 грамм.

Если вы два метра ростом и 100 килограмм веса, то кататься в горку на таком байке будет проще, но не значительно, а конкурировать с «горняками» на подъёме вы всё равно не сможете.

Endurance: велосипед для затяжных поездок

Endurance-байк Canyon Endurace CF SL Disc 8.0 Di2
Endurance-байк Canyon Endurace CF SL Disc 8.0 Di2

Endurance что по-английски можно перевести как «выносливость». Относительно climbing-байков центр тяжести немного смещён назад, при этом подразумевается, что гонщик будет сидеть с более прямой спиной, так как будет ехать долго, и возможно ему за это даже не заплатят. Как правило, чуть тяжелее climbing-байков.

Endurance в сравнении с Climbing.
Endurance в сравнении с Climbing.

Если вам не чужда романтика дальней дороги и скорость, а одного светового дня вам достаточно для покатушки, то endurance — то, на что следовало бы обратить внимание.

Roubaix: велосипед для брусчатки

 Specialized Roubaix SL4 Elite Disc 2016
Specialized Roubaix SL4 Elite Disc 2016

Обычно авторитетные издания так не делают, но я предпочитаю выделять Roubaix (читается как Рубэ) велосипеды в отдельный тип, так как они отличаются от других шоссейных велосипедов наличием амортизирующих элементов в конструкции.

Такие велосипеды носят название известной классической велогонки Париж — Рубе, которую за большое количество продолжительных участков с брусчаткой называют «Северный ад». Гонку можно будет посмотреть 25 октября, расписание я выложил тут.

Вибрация от езды по брусчатке и проблема «скачущих колёс» заставляет конструкторов из года в год каким-то способом увеличивать комфорт гонщика. К примеру, компания Specialized раньше добавляла демпферы Zertz, а сейчас использует в рулевой колонке амортизаторы, разработанные совместно с McLaren.

Демпферы Zertz на велосипедах Roubaix.
Демпферы Zertz на велосипедах Roubaix.

Конструкторы из Trek для этих нужд придумали шарнирно-эластомерную систему IsoSpeed.

Передний узел Trek Madone 9
Передний узел Trek Madone 9

Итальянская компания Pinarello в своё время на легендарном велосипеде Dogma вообще решила использовать 10-мм амортизатор на креплении перьев.

Roubaix версия Pinarello Dogma K8.
Roubaix версия Pinarello Dogma K8.

Половина решений, как мне кажется, имеет больше маркетинговое применение, чем прикладное, но это очень интересный сегмент шоссейных велосипедов.

Aero: велосипед для борьбы с сопротивлением воздуха

Аэробайк Cannondale SystemSix Hi-Mod Dura Ace Di2 2020
Аэробайк Cannondale SystemSix Hi-Mod Dura Ace Di2 2020

Основное отличие от climbing, endurance и roubaix видно невооруженным глазом — рама, подседельный штырь и элементы рулевой имеют крыловидный профиль. Больше материала — больше веса, однако на равнине вес играет меньшую роль, чем способность меньше сопротивляться воздуху, и, как следствие, экономить в потерях мощности.

Изредка встречаются экземпляры, которые совмещают в себе aero, endurance и roubaix, например, Trek Madone 9. Про него я рассказывал ранее в материале Trek Madone 9: герой асфальта и брусчатки.

Если говорить о шоссейных велосипедах, которые имеют в виду большинство наших зарубежных друзей, когда говорят слово road bike, то тут можно заканчивать.

Что ещё ездит по шоссе?

TT: велосипед для раздельного старта

Разделочный велосипед Cervélo P5 линейки 2020 года.
Разделочный велосипед Cervélo P5 линейки 2020 года.

Time trial велосипеды, они же разделочники — ближайшие родственники aero-байков, но имеют определённую специфику: лежаки, посадку и оборудование, а центр тяжести смещён вперёд. Об этом недавно была отдельная статья: что такое «разделочник».

Tri-байк: велосипед для триатлона

Велосипед для триатлона S-Works Shiv.
Велосипед для триатлона S-Works Shiv.

Велосипеды для длинного триатлона очень похожи на TT-байки, однако, могут иметь причудливую геометрию или нестандартные аэродинамические решения, для того, чтобы повысить комфорт на 180 километрах велоэтапа в длинном триатлоне, и дать возможность гонщику переобуться в кроссовки и побежать ещё 42 километра, а не упасть без сил в транзитной зоне в голодном обмороке, с обезвоживанием и «забитыми» ногами.

Про интересную систему гидратации можно прочитать в моей статье: S-Works Shiv Disc: велосипед, «парусник», водовоз, а про интересную геометрию в материале: Cervelo P3X: Легче! Жестче! Дешевле!

Tri-байк Cervelo P3X.
Tri-байк Cervelo P3X.

В тему не включены городские велосипеды, туринги, гревелы и циклокроссы, потому как это уже не совсем велосипеды для езды по шоссе, а отдельные, на мой взгляд группы, которые даже имеют соответствующие английские названия. Поговорим о них в продолжении.

Если вам понравился материал или он просто был вам полезен, ставьте «Палец вверх» или подписывайтесь на этот канал.
Напомню, что какой-то официальной классификации шоссейных велосипедов нет, и в статье я опираюсь на собственный опыт. Так что жду ваших комментариев для обсуждения темы.