Я постоянно читаю коллег по цеху, которые пишут, какие типы велосипедов бывают, и как выбирать себе первый велосипед. Заметил интересную тенденцию разделять маунтинбайки на дюжину разновидностей, а шоссейные велосипеды все объединять в одну группу. Давайте я исправлю это досадное недоразумение и попробую раскрыть значение английского словосочетания road bike.
На первый взгляд, шоссейные велосипеды мало чем отличаются, но даже при небольшом различии в углах геометрии рамы, разница очень заметна, если вы сели на велосипед и проехали больше 5 километров. Если вы собрались выбрать дорожный велик, тут тоже можно прилично промахнуться и, к примеру, потратить лишнего.
Часто коллеги пишут: «увидели узкие колёса и руль баран — значит это шоссейник», и это правда только отчасти, потому как под это описание подходят и трековые велосипеды. Как отличить трековый велосипед от шоссейного я уже писал. Для подавляющего большинства шоссейных велосипедов, рассчитанных на взрослого человека, характерны:
- Колёса с диаметром 28 дюймов, и относительно небольшой диапазон резины от 23 до 28 мм с ненавязчивым протектором или вообще без него;
- Многоскоростная трансмиссия, 2x10-2x12 в современных вариантах;
- Наличие тормозов;
Теперь поехали разбираться в отличиях.
Climbing: велосипед для «восхождений»
Первым из дорожных велосипедов я бы выделил: шоссейник для «горняков», или на английском Climbing bike. Под «горняком» здесь подразумевается не шахтёр, а лёгкий велогонщик, который специализируется на подъемах в горку.
Это классический гоночный велосипед, наследник гоночных велосипедов прошлого века — никаких креплений под крылья, катафоты и осветительные приборы на таких рамах обычно нет, что как бы намекает, что это «арабский скакун», а не «прогулочная пони» или «бельгийская тягловая».
Как известно из школьного курса физики, чем тяжелее объект, тем сложнее его поднять в по наклонной плоскости — исходя из этого велосипеды Climbing серий делаются максимально лёгкими и достаточно жёсткими, но за снижение веса обычно приходится платить. Я уже писал про самый легкий серийный шоссейник Merida Scultura 9000 LTD весом всего 4560 грамм.
Если вы два метра ростом и 100 килограмм веса, то кататься в горку на таком байке будет проще, но не значительно, а конкурировать с «горняками» на подъёме вы всё равно не сможете.
Endurance: велосипед для затяжных поездок
Endurance — что по-английски можно перевести как «выносливость». Относительно climbing-байков центр тяжести немного смещён назад, при этом подразумевается, что гонщик будет сидеть с более прямой спиной, так как будет ехать долго, и возможно ему за это даже не заплатят. Как правило, чуть тяжелее climbing-байков.
Если вам не чужда романтика дальней дороги и скорость, а одного светового дня вам достаточно для покатушки, то endurance — то, на что следовало бы обратить внимание.
Roubaix: велосипед для брусчатки
Обычно авторитетные издания так не делают, но я предпочитаю выделять Roubaix (читается как Рубэ) велосипеды в отдельный тип, так как они отличаются от других шоссейных велосипедов наличием амортизирующих элементов в конструкции.
Такие велосипеды носят название известной классической велогонки Париж — Рубе, которую за большое количество продолжительных участков с брусчаткой называют «Северный ад». Гонку можно будет посмотреть 25 октября, расписание я выложил тут.
Вибрация от езды по брусчатке и проблема «скачущих колёс» заставляет конструкторов из года в год каким-то способом увеличивать комфорт гонщика. К примеру, компания Specialized раньше добавляла демпферы Zertz, а сейчас использует в рулевой колонке амортизаторы, разработанные совместно с McLaren.
Конструкторы из Trek для этих нужд придумали шарнирно-эластомерную систему IsoSpeed.
Итальянская компания Pinarello в своё время на легендарном велосипеде Dogma вообще решила использовать 10-мм амортизатор на креплении перьев.
Половина решений, как мне кажется, имеет больше маркетинговое применение, чем прикладное, но это очень интересный сегмент шоссейных велосипедов.
Aero: велосипед для борьбы с сопротивлением воздуха
Основное отличие от climbing, endurance и roubaix видно невооруженным глазом — рама, подседельный штырь и элементы рулевой имеют крыловидный профиль. Больше материала — больше веса, однако на равнине вес играет меньшую роль, чем способность меньше сопротивляться воздуху, и, как следствие, экономить в потерях мощности.
Изредка встречаются экземпляры, которые совмещают в себе aero, endurance и roubaix, например, Trek Madone 9. Про него я рассказывал ранее в материале Trek Madone 9: герой асфальта и брусчатки.
Если говорить о шоссейных велосипедах, которые имеют в виду большинство наших зарубежных друзей, когда говорят слово road bike, то тут можно заканчивать.
Что ещё ездит по шоссе?
TT: велосипед для раздельного старта
Time trial велосипеды, они же разделочники — ближайшие родственники aero-байков, но имеют определённую специфику: лежаки, посадку и оборудование, а центр тяжести смещён вперёд. Об этом недавно была отдельная статья: что такое «разделочник».
Tri-байк: велосипед для триатлона
Велосипеды для длинного триатлона очень похожи на TT-байки, однако, могут иметь причудливую геометрию или нестандартные аэродинамические решения, для того, чтобы повысить комфорт на 180 километрах велоэтапа в длинном триатлоне, и дать возможность гонщику переобуться в кроссовки и побежать ещё 42 километра, а не упасть без сил в транзитной зоне в голодном обмороке, с обезвоживанием и «забитыми» ногами.
Про интересную систему гидратации можно прочитать в моей статье: S-Works Shiv Disc: велосипед, «парусник», водовоз, а про интересную геометрию в материале: Cervelo P3X: Легче! Жестче! Дешевле!
В тему не включены городские велосипеды, туринги, гревелы и циклокроссы, потому как это уже не совсем велосипеды для езды по шоссе, а отдельные, на мой взгляд группы, которые даже имеют соответствующие английские названия. Поговорим о них в продолжении.
Если вам понравился материал или он просто был вам полезен, ставьте «Палец вверх» или подписывайтесь на этот канал.
Напомню, что какой-то официальной классификации шоссейных велосипедов нет, и в статье я опираюсь на собственный опыт. Так что жду ваших комментариев для обсуждения темы.