В прошлом месяце Нацбанк не единожды ослаблял пруденциальные требования к коммерческим банкам в отношении кредитных рисков.
Закрываем на все глаза,- только грузите деньги в реальный сектор и поддерживайте бизнес. Это была такая посильная помощь регулятора банкам и их потенциальным кредитолучателям. Какой смысл наращивать коммерческое кредитование в условиях полномасштабного кризиса : обвального снижения спроса и неопределенности в дальнейших денежных потоках?
В других странах антикризисные меры включают государственные субсидии или кредитование на льготных условиях ( с нулевой ставкой как, например, в России ).
Госсектору, привыкшему к бесконечным реструктуризациям задолженности , а то и списанию долгов по широкому набору схем, все равно как поддерживать свою неэффективность на плаву. Что директивное, что льготное , что обычное коммерческое финансирование - все едино. Но большинство банков остаются вменяемыми к проблемам собственного выживания в текущих условиях и начинают наоборот сворачивать кредитные программы.
Причины не только в наличии ликвидности и снижении кредитоспособности должников. Благодаря ручному регулированию процентных ставок на внутреннем денежном рынке (механизм РВСР) в этом просто нет коммерческого смысла.
Встряска с ликвидностью в марте, да и опыт предыдущих кризисов, подсказывает: лучше остановить деловую активность нежели работать в поте лица, создавая себе потенциальные проблемы. Опасение за состояние пассивов (ресурсной базы) в текущих условиях неопределенности выглядит вполне уместным, а консервативная осторожность в направлении активных операций - разумным.
Естественная реакция банков на происходящее - остановить движение денег. Находясь в непосредственном контакте с клиентом и ежедневно чувствуя его настроение, они предвкушают еще не один "пережитый март", но с разной степенью интенсивности. Это было только начало: ягодки впереди.
Но никакие паузы не будут устраивать власть. Всё должно работать - впереди электоральная компания. Обескровленные ( без денег) предприятия будут требовать ресурсной подпитки, невзирая на последствия. Очередное испытание на прочность финансовой системы - как продолжение начатого вирусного эксперимента.
Национальный банк Беларуси направил банкам превентивное письмо с разъясненими о порядке рефинансирования в случае ухудшения рублевой ликвидности. Регулятор готов к предоставлению денежных средств на среднесрочный период от 3 до 6 месяцев.
Для получения кредита банку нужно направить обращение в Нацбанк с обоснованием потребности в рефинансировании, включая информацию о текущем уровне ликвидности банка и прогнозе его изменения. Объем запрашиваемого кредита не должен превышать 70% нормативного капитала или 25% рублевых пассивов банка.
Эксклюзивная процентная ставка - в размере ставки рефинансирования Нацбанка. В случае изменения ставки рефинансирования до момента погашения кредита процентная ставка по кредиту также будет корректироваться.
При принятии решения о выдаче кредита будет учитываться текущий уровень ликвидности банка, объективность представленной информации о прогнозируемых оттоках, наличие у банка иных источников поддержания ликвидности, проведение работы по привлечению внешнего финансирования и другие аргументы банка.
Регулятор не исключает ничего : ни оттока ликвидности из банков, ни трудностей с привлечением внешнего финансирования, ни изменения ставки рефинансирования в краткосрочном периоде. В этом году все к одному по законам Мерфи : если чего-то ждешь нехорошего - обязательно случается. Нацбанк пробует с неспешном режиме подготовится, собирая аргументы и заявки от банков. Но будет, по всей видимости, как всегда : зима наступила неожиданно.