Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как немецкие блокадопрорыватели не смогли помочь итальянским подводникам вернуться на родину

Вчерашняя статья об итальянских подводных лодках, команды которых одновременно состояли из итальянцев, немцев и японцев, особого интереса у читателей не вызвала. Так бывает. Но в её конце я обещал рассказать о том, как сложилась дальнейшая судьба итальянских моряков. Надо выполнять обещанное, "пацан сказал - пацан сделал" :) Подробности разыскал в одном итальянском блоге. Все знают, как переводит гугл-переводчик, так что пришлось потрудиться, чтобы написать связный текст, да вдобавок поискать сопутствующую информацию, хотя бы о тех же блокадопрорывателях.

Что это такое? Да практически то же, чем являлялись эти итальянские подводные лодки, только они прорывали блокаду под водой и везли максимум полторы сотни тонн стратегического сырья, а на поверхности это совершали обычные транспортные суда и везли тысячи тонн. Среди множества немецких нагрудных знаков был и Abzeichen für Blockadebrecher - "За прорыв морской блокады"

Союзники создали несколько патрульных линий. Одной из них было самое узкое место Атлантики между Фритауном в Африке и Наталем в Южной Америке, да ещё осторов Вознесения служил опорной базой посреди океана.

-2

В этих местах разыгралось немало трагедий с блокадопрорывателями, о паре из них я упомяну ниже.

Итак, итальянцы. После выхода Италии из войны их лодки были захвачены японцами. А дальше началась очень запутанная история. Первоначально все они были помещены в лагерь для интернированных лиц в Сим-роуд близ Сингапура. Большинство из них выразили желание продолжать борьбу совместно с немцами и японцами. Отношение к ним было более гуманное. Но 28 человек из экипажей "Торелли" и "Джулиани" от сотрудничества отказались и потому рассматривались как просто заключённые, а заключённым у японцев приходилось несладко. В результате у одного из офицеров, Маттео Сильвестро, поехала крыша. Удалось ли его вылечить, да и занимался ли кто-нибудь этим, мне узнать не удалось.

Меж тем события продолжали развиваться. В сентябре 1943 года была образована Итальянская социальная республика (Республика Сало́), во главе которой встал освобождённый немецким спецназом во главе со Скорцени всё тот же Муссолини. Правительство республики провозгласило себя единственным существующим законным итальянским правительством и не признало заключенного новым итальянским правительством в сентябре 1943 года перемирия с союзниками.

Часть интернированных итальянских подводников 28 октября 1943 года торжественно поклялись в верности Бенито Муссолини, а через три дня им удалось покинуть Сим-роуд. В лагере остались 15 офицеров и 9 унтер-офицеров и матросов двух лодок. Часть освобождённых, имевших специальности, необходимые для поддержания дееспособности лодок, были зачислены в их экипажи. Остальные были посажены на два отправлявшихся в Германию блокадопрорывателя.

"Бургенланд"

-3

На его борт поднялись командование лодки "Каппеллини", младший лейтенат с лодки "Торелли" Луиджи Монтальбетти и 26 матросов двух лодок. "Бургенланд" был перехвачен 5 января 1944 года американским крейсером « Омаха» чуть севернее патрульной линии Фритаун - Наталь. К тому времени на каждом блокадопрорывателе устанавливались устройства для взрыва корабля, чтобы ни он, ни его ценный груз не достались противнику. Судно было затоплено командой. 240 человек, находившиеся на его борту сначала оказались в тюремном лагере Монтичелло (Арканзас), а затем, с 10 апреля, были переведены в лагерь Херенфорд в Техасе.

Младший лейтенант Монтальбетти в августе 1944 года сумел бежать из Херенфорда. Сначала, выдавая себя за француза-голлиста, он работал на ферме местного жителя по фамилии Лавджой. Потом двинулся дальше и почти достиг мексиканской границы, когда вновь был схвачен. В сентябре 1944 года те из них, кто отказался от сотрудничества с американцами, были сначала переведены в Сиэтл, а затем в Гонолулу, в особо суровый тюремный лагерь.

"Везерланд"

-4

На нём находилось 37 итальянцев-подводников. На два дня раньше, чем "Бургенланд" и на 6 градусов севернее он был расстрелян американским эсминцем "Соммерс". 134 выживших были подняты на борт эсминца. Их также ждали лагеря, но два моряка с "Торелли" , Паоло Ри и Марио Сганзерли остались среди погибших в глубинах Атлантики.

Другая часть команд была направлена в Японию, они сели на пароходы "Кито", "Браге" и "Богота", которые также не достигли пунктов своего назначения: большинство из них оставались в районе Батавии до конца войны. О некоторых больше ничего не известно, часть так навсегда и остались на Дальнем Востоке. Например, старшина 1 статьи с "Торелли" Раффаэлло Санцио после войны поселился в Японии, женился на местной женщине и сменил фамилию на Кобаяси.

А что же те 28 человек, которые отказались от сотрудничества с немцами и японцами? 8 мая 1944 года их перевели из лагеря Сим-роуд в тюрьму Чанги, в которой они и находились до конца войны. В октябре 1945 года на борту "Эритреи", колониального судна (Navi coloniale), которое обеспечивало транспортные подводные лодки ещё в 1943 году и в том же году было интернировано в Коломбо, а в 1945 возвращёно Италии, они отправились на родину

-5

Ступили на итальянский берег 7 февраля 1946 года. Интересное совпадение - их сослуживцы по лодкам, с которыми они стали врагами после выхода Италии из войны, вернулись из американского плена с разницей всего лишь в 20 дней.

Предыдущая статья: Необычная судьба итальянских подлодок, дважды захваченных японцами.

.............................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь