Найти тему

7 инструментов фандрайзинга или где НКО взять денег

НКО, социальный бизнес, малые коммерческие предприятия – все мы действуем в условиях ограниченности ресурсов. Одним не хватает рабочих рук и квалифицированных специалистов, другим – материалов и оборудования, третьим нужны партнеры в информационной среде, потому что средств на продвижение недостаточно. То тут, то там мне попадаются сообщения о том, что кто-то ищет инвестора, спонсора; пытается получить консультацию эксперта; не может запустить проект, потому что нет помещения; или нашел помещение, а вот где взять денег на ремонт – вопрос. 

Все эти задачи решает так называемый фандрайзинг (фЭндрайзинг, фандрЕйзинг, сокращенно FR) - процесс привлечения внешних, сторонних для компании ресурсов, необходимых для реализации какой-либо задачи, выполнения проекта или обеспечения деятельности в целом.  

Я занимаюсь этим более 10 лет, привлекаю материальные и нематериальные ресурсы для других организаций. За этот период мною или при моей поддержке привлечено только в НКО более 16 миллионов рублей, в коммерческие организации – более 20 миллионов, это только в денежном эквиваленте в виде грантов и продажи спонсорских пакетов. 

Последние 4 года FR решает и мои собственные социальные и коммерческие задачи. Все свои бизнес-проекты я запустила без вложений, с нуля, именно благодаря фандрайзингу, а это сеть детских центров Вилла «Курица» и бизнес школа для подростков «Стартап Папа»: мебель, оборудование, книги, крутые специалисты – все это благодаря FRу.

Порывшись на просторах интернета, я не нашла ни одной полной и последовательной классификации источников привлечения ресурсов. А между тем, знание этой классификации позволяет понять, как выстроить собственную систему фандрайзинга и решать задачи предприятия не в режиме «тушения пожаров», а в режиме последовательного и четкого планирования. Как это сделать? Проанализировать, какие из этих инструментов у вас работает лучше всего и систематизировать работу именно с ними. 

-2

Предлагаю вам свою типологию источников привлечения ресурсов: финансовых, материальных, кадровых – любых. 

1. Свои. 

Безусловно, в любой проект можно вложить собственные накопления, если таковые имеются, а можно попросить помочь вам близких людей. В Кремниевой долине даже родился такой термин, обозначающий первые и самые очевидные источники финансирования, – 3F (family, friends, fools – семья, друзья и безумцы/наивные). Действительно, попросить у папы воспользоваться его гаражом иногда проще, чем найти средства на аренду пусть даже небольшого склада, а сложиться втроем с друзьями по 20 тысяч рублей – уже какой-никакой, а капитал для запуска, не так ли? Третья F лично меня смущает. На мой взгляд, относиться к тем, кто дает вам на проект деньги как к наивным или безумцам – не совсем правильно, поэтому я предлагаю расшифровать его как found – фонд (об этом в 4-ом пункте). 

 

2. Займы и банковские гарантии. 

В данном контексте рассматривать этот инструмент не имеет смысла: в России для финансирования деятельности НКО он, к сожалению, не работает эффективно. Практика привлечения банковских займов для операционной работы или краткосрочных проектов НКО имеется за рубежом, и, надеюсь, очень скоро дойдет и до нас. 

Займы могут быть актуальны при получении грантов, потому что несмотря на то, что проекты должны быть реализованы на средства гранта, в реальности, денежные средства редко перечисляются вовремя, а сроки, тем не менее, должны быть выдержаны. Тут бы и пригодились заемные средства, обеспечивающие гарантию реализации проектов. Такой инструмент нам еще предстоит осваивать, продумывать механизмы и внедрять в работу некоммерческого сектора. 

Есть, однако, инструмент, работающий уже сейчас – банковские гарантии, которые применимы для организаций, участвующих в торгах и государственных закупках. Даже если капитала для обеспечения заявки у НКО нет, можно прибегнуть к банковским гарантиям, которые являются инструментом поручительства перед заказчиком в торгах. 

3. Субсидии.  

Я бы хотела объединить их в одну группу с грантами, потому что алгоритм работы с ними – один. Де-юре разница в том, что гранты даются перед реализацией проекта, а субсидии после. Но в каждом отдельном случае условия могут быть разными. А де-факто, некоторые субсидии дают до реализации проекта, а грантовые выплаты часто задерживают и реализовывать проект, чтобы успеть в сроки, зачастую приходится за счет других средств.

Однако, есть еще ряд отличий, которые стоит упомянуть отдельно. 

Субсидии – это финансовая поддержка государства. Существует специальная субсидия, которая выдается тем организациям, в Уставе которых прописано, что они являются социально-ориентированными. А если ваша организация попала в реестр социально-ориентированных, то шансы на успех получения субсидии у вас повышаются. 

Субсидии, пожалуй, единственный способ оплатить операционную работу некоммерческой организации, потому что средства субсидии можно расходовать на оплату аренды, заработную плату сотрудников и прочую текучку. Узнать о субсидиях для вашей НКО или бизнес организации вы можете в Администрации своего муниципалитета или в ресурсном центре по поддержке НКО. 

4. Гранты

Первая ошибка начинающих грантополучателей - надежда на один грант. Узнают про конкурс, соберут пакет, напишут заявку, подадут и ждут у моря погоды. Проект стоит, а их вдруг, бац, и не одобрили. Что делать? Ждать целый год до нового конкурса? Ни в коем случае! 

Если уж вы решили привлекать грантовые средства, знайте, одним фондом не отделаться. По статистике из 10 поданных заявок одобрение получают 1-2. Поэтому чтобы увеличить свои шансы на успех, стоит подавать свой проект в разные грантовые программы одновременно, как при поступлении в вуз. И чем больше в вашем списке таких программ, тем выше шансы. 

В прошлом году моя команда Виллы «Курица» выиграла 4 крупнейших конкурса и 2 грантовых программы. Результат крутой, и многие решили, что мы - просто везунчики. На самом деле, чтобы получить эти награды, мы подавали заявки в более 20 конкурсов и программ.

Какой из этого вывод? Не стоит надеяться, что один конкурс принесет вам успех. Нет смысла участвовать в одной программе. Составляйте график на весь год и вперед! Тогда и только тогда будет результат. 

Возвращаясь к классификации, необходимо разобраться и в типологии грантов. Гранты, в свою очередь, делятся на несколько видов: 

- инновационные гранты, направленные на поддержку изобретений и научных разработок. В этой сфере выделяется, пожалуй, самое большое финансирование. Наиболее крупными грантовыми операторами в России являются: РФФИ, так называемый Фонд Бортника, Сколково, а также очень много частных, частно-государственных фондов, разовых и ежегодных конкурсов и премий. Если ваша НКО связана с наукой, занимается научными изысканиями и/или осуществляет поддержку стартапов, вы тоже вполне можете претендовать на получение такого гранта. Однако основными грантополучателями здесь являются все-таки стартапы – инновационные бизнес проекты. 

- гранты на бизнес. Таких немного. Одна из самых крупных программ работает на поддержку развития фермерства среди жителей сельской местности, узнать об этой программе подробнее можно на сайте Министерства сельского хояйства. 

Рекомендую ознакомиться с программой поддержки социального бизнеса, которую предлагает Фонд «Наше будущее». 

В каждом регионе есть финансовая помощь безработным в центре занятости, где граждане в статусе безработного могут получить от 50 до 300 тысяч рублей на открытие своего бизнеса. 

В отдельных регионах и муниципалитетах имеются локальные грантовые программы по поддержке малого бизнеса, как начинающего, так и действующего. Узнать об этих программах так же можно в Администрации вашего города или поселка. 

- «Я» гранты. Еще их часто именуют стажировками, обменами, стипендиями и еже. Это средства, которые выделяют государственные и негосударственные организации на обучение и повышение квалификации специалистов путем поездок в другие города и страны и/или культурных обменов. Практически в любой сфере деятельности существуют свои «я» гранты. Для специалистов некоммерческого сектора есть отдельные программы обучения по фандрайзингу, организации событий, работе с волонтерами и т.п.

- социальные гранты, направленные на поддержку некоммерческих инициатив. Их предлагают государственные и негосударственные фонды. 

Они, в свою очередь, делятся на те, которые выделяют средства физическим лицам, и на те, которые работают исключительно с НКО. Так, без открытия своей некоммерческой организации, вы, как физическое лицо, можете принять участие в программах: Росмолодежь, Территория РУСАЛа, Помогать просто!  

Но действительно большие грантовые средства без НКО получить скорее всего не получится. Крупные операторы работают только с НКО: Президентский грант, программы Фонда Прохорова, и даже демократичная Росмолодежь большие гранты выделяет только юридическим лицам. 

В моей базе более 300 российских грантовых программ и фондов и лишь около 10% операторов готовы работать с физическими лицами или инициативными группами. 

5. Спонсоры /партнеры

Этот инструмент сильно зависит от нетворкинга – умения выстраивать полезные связи, находить и поддерживать полезные контакты, а еще от вашего уровня владения инструментами продаж. Если ваши продажи хороши, то договорится со спонсором вы можете о чем угодно, и вам для этого ничего не нужно. Есть масса способов работы с ними: от прямых продаж при личных встречах до массовых сборов, о которых я расскажу в следующем пункте. 

6. Краудфандинг – сбор средств с толпы. 

В традиционном понимании краудфандинг (от англ. crowdfunding) включает работу с интернет-платформой, на которой вы по определенным правилам собираете средства. Только за последние 5 лет объем пожертвований на этих платформах вырос в 15 раз, а сборы составили более 800 млн рублей в поддержку благотворительных проектов. 

В России таких платформ немало: «Благо.ру», «Planeta.ru», «Boomstarter», «Добро.Mail.Ru», «Нужна помощь» от сайта «Такие дела», «ВСЕМ», которую запустила копания QiWi, «Сделай!», «Meet for Charity» – сбор средств с продажи встреч с известными лююдьми, и подобный ему сервис «Dreamo», «Сбербанк Вместе», «Пользуясь случаем», где вместо подарков люди просят своих друзей отдавать средства на благотворительность. Познакомиться с краудфандингом вы можете, если просто пройдете на эти платформы и попробуете понять, как они устроены.  

Однако, я настаиваю на том, чтобы краудфандинг понимался несколько шире. Ведь сбор средств в кубышку, которая стоит в аптеке или супермаркете возле дома – это тоже краудфандинг. К нему я отнесла бы и массовые смс-пожертвования. Словом, все то,куда подключается большая масса людей. И в таком контексте краудфандинг является темой почти неисчерпаемой.

Поэтому внутри этого понятия уже тоже появилась своя классификация: краудинвестинг, краудлендинг, всемозможные шеринги, внутри которых люди обмениваются ресурсами и т.п. Изучайте, тема интересная!

-3

7. Платные услуги. 

Как метод фандрайзинга платные услуги можно отнести, пожалуй, только к деятельности НКО. Для всех остальных платные услуги – это, все-таки бизнес, а бизнес несколько выходит за рамки нашей темы. 

Но для некоммерческой организации платные услуги могут стать хорошим средством привлечения средств не только на операционную деятельность организации (аренду помещения, оплату работ сотрудников, оплату телефона и т.д.), но и для благотворительных целей. Приведу парочку примеров. 

Социальный проект «Авоська» призван оказывать помощь людям с нарушением зрения. В рамках этого проекта инвалидов по зрению обучают плетению вязаных сумок – авосек, снова ставших популярными. Авоськи эти продаются по всей России, а средства, вырученные от продажи, идут на покупку сырья для плетения, аренду, а также сотрудникам, в том числе незрячим людям, которым заработать на нашем рынке практически негде. 
По той же схеме работает проект «Наивно? Очень!», оказывающий поддержку людям с различными ограничениями по здоровью.
-4

Сейчас НКО оказывают услуги по оборудованию доступной среды в учреждениях, производят и доставляют воду на крупные события, участвуют в тендерах и госзакупках. С той лишь разницей, что делается это не только и не столько с целью получить прибыль, а для того, чтобы обеспечить свою организацию и ее подопечных стабильными средствами для развития и реализации своих благотворительных проектов. 

Пожалуй, это весь основной перечень возможностей фандрайзинга. Делитесь своими инструментами, с удовольствием дополню эту классификацию вашим опытом. А все эти вопросы я освещаю в паблике по фандрайзингу «Живите по бартеру». Присоединяйтесь!