В апреле 2020 года была завершена сделка по покупке Правительством РФ в лице Министерства финансов 50 % акций Сбербанка. В качестве официальной причины продажи контрольного пакета акций крупнейшего коммерческого банка в стране называлось «устранение конфликта интересов Центробанка, который возник в результате совмещения банком функций регулятора, акционера и органа надзора». Есть основания полагать, что эта причина является далеко не единственной.
1. Покупка была осуществлена на средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), размер которого в марте 2020 года превысил 7 % валового внутреннего продукта РФ (ВВП, в 2019 году составил порядка 110 трлн рублей). 7 % ВВП для ФНБ является границей, по мере достижения которой средства фонда могут быть использованы для инвестиций внутри страны. При этом следует учесть, что активы ФНБ номинированы в валюте, а в марте текущего года произошел обвал цен на нефть, который привел к резкому падению курса рубля, что увеличило размер ФНБ с 8 249,59 млрд рублей на 1 марта до 12 855,75 млрд рублей на 1 апреля (в рублях увеличился на 4, 606 трлн). То есть фактически покупка была осуществлена за счет обесценивания рубля.
2. Так как для получения средств для покупки Сбербанка (рублей) было необходимо продать значительный объем валюты (полная сумма сделки составила 2,139 трлн рублей, т.е. если принять, что курс рубля в период конвертации средств ФНБ для сделки в рубли составил 75 рублей за доллар, то было продано порядка 29 млрд долларов), что должно оказать существенный положительный эффект на курс рубля. Механизм получения средств для покупки Сбербанка следующий: на счета ЦБ переводится сумма в валюте, эквивалентная по текущему курсу сумме сделки в рублях. Далее ЦБ при цене на нефть Urals ниже 25 долларов за баррель продает полученную валюту для стабилизации курса рубля.
3. По закону ЦБ обязан перечислять 75 % своей прибыли в бюджет, таким образом от продажи Сбербанка бюджет получит порядка 1,604 трлн рублей (75 % от стоимости сделки, так как акции Сбербанка достались ЦБ в 90-е годы практически бесплатно).
4. Несмотря на то, что Сбербанк является крупнейшим коммерческим банком России с 95,4 млн клиентов, он до недавнего времени никак не контролировался государством. Сбербанком на 45 % владеют нерезиденты и на 50 % владел ЦБ, который является независимой от государства структурой. Сделка позволит ликвидировать этот недостаток.
5. Перейдя под управление государства и став компанией с государственным участием (госкомпанией), Сбербанк должен направлять на выплату дивидендов не менее 50 % прибыли по МСФО (международным стандартам финансовой отчетности). Половину этой суммы получит государство в лице Минфина. По итогам 2019 года Сбербанк направил на выплаты дивидендов 422,38 млрд рублей (для сравнения Роснефть за 2019 год выплатила порядка 283 млрд рублей дивидендов). В перспективе доходы от владения Сбербанком позволят компенсировать затраты на его приобретение.
Нужно, думаю, отметить еще один важный момент, связанный с перспективами постановки под контроль государства банковского сектора страны. В настоящее время ЦБ является структурой, которая находится в косвенном подчинении только одной организации – международного валютного фонда (МВФ). Это обусловлено тем фактом, что в соответствии с действующей Конституцией РФ (п. 4 ст. 15) международное право имеет приоритет над национальным, что ставит Соглашение МВФ (в соответствии с которым центральные банки стран- участниц должны выполнять указания МВФ) выше любых внутренних нормативно- правовых актов РФ. Планируемые поправки в конституцию регламентируют приоритет конституции РФ над международными договорами, если между ними имеются противоречия. Это говорит о возможности изменения в будущем статуса ЦБ в целях его постановки под контроль государства, как и банковского сектора страны в целом.
СТАВЬТЕ ЛАЙК, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, ОСТАВЛЯЙТЕ СВОЁ МНЕНИЕ. Я ЕГО ПРОЧТУ И ДЛЯ МЕНЯ ОНО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНО
Также по этой теме рекомендую почитать:
1) Банк России снова показал, кому он на самом деле подчиняется
2) Как «курс» Банка России позволяет спекулянтам выводить из страны триллионы долларов