Друзья, продолжаем анализировать резюме и доводить его до совершенства, ведь оно является визитной карточкой, которая либо позволяет пройти на следующий уровень (собеседование), либо так и оставляет вас в категории невостребованных профессионалов.
Как уже писал, HR пока ничего не знает о ваших профессиональных качествах, поэтому лишь резюме является для него основанием для оценки.
Если вы не читали предыдущие посты, рекомендую начать с них:
Ваше резюме глазами HR: как правильно его создать, чтобы гарантированно попасть на собеседование.
Что в резюме тебе моем... Продолжаем анализ ошибок при составлении главного документа соискателя!
Сегодня перейдем, наверное, к наиболее содержательным пунктам:
- образование: основное, а также курсы, тренинги и пр.,
- опыт (безусловно, один из самых важных пунктов),
Образование.
Здесь все достаточно очевидно. Нужно просто внимательно записать свои данные о том, где вы учились, написал ВУЗ, специальность, годы и т.д.
Кроме того, в этом пункте записываем все дополнительные обучения которые были: второе высшее, магистратура, аспирантура, тренинги, семинары.
Если таковых слишком много (да, я встречал любителей написать 50 тренингов, которые прошли), то лучше вписать те, которые наиболее соответствуют вашему профессиональному профилю, а также должности, на которую претендуете. Скажем, если вы увлекаетесь рисованием и прошли спекурс, но при этом данное направление – лишь хобби и к будущей работе отношения не имеет, то таким пунктом здесь можно пожертвовать.
Часто я сталкивался с ситуацией, когда соискатели не пишут о каких-либо курсах или тренингах (причем весьма серьезных и дорогих), потому что они потеряли сертификаты об окончании.
Друзья, я поясню: HR оценивает знания и умения кандидата, а не формальные признаки
(по крайне мере так должно быть), поэтому лично мне всегда было абсолютно безразлично, есть подтверждающий документ или нет, гораздо важнее, что человек вынес из этого курса и вынес ли что-то вообще.
Так, например, я никогда не буду просить подтвердить знания английского дипломом лондонской магистратуры или сертификатом о прохождении дорого теста. Если человек не может с ходу рассказать о себе на английском языке (а требование английского, например, важно), то я не выберу такого кандидата. Кстати, на тему реальных компетенций и формальных критериев сделаю прямо отдельный пост.
Еще один пример. Как-то у кандидата в резюме увидел, что он проходил тренинг у Гандапаса, я спросил об этом, на что соискатель гордо сказал: «да, это был платный тренинг, очень крутой и я там побывал». Я спрашиваю: «Рад за вас, назовите три самые главные мысли, которые вынесли». В ответ молчание, обусловленное, что тренинг был давно. Я говорю, ну, хорошо: «О чем был тренинг?». Снова молчание. Я говорю: «ладно, как хоть назывался – у вас это есть в резюме». Человек тоже не смог ответить без подсказки.
К чему это все: бумажки не важны. Скажу честно, я сам далеко не все сертификаты храню, при этом четко помню те тренинги, которые мне помогли в карьере и что я из них извлек.
Так получается, можно написать хоть что? Хотите спросить вы. Получается да. Но!!! Важный момент! Если хоть где-то я увижу нестыковку между написанным и реальностью, я вряд ли буду выяснять, что послужило поводом для лжи. Скорее всего, у этого кандидата будет комментарий: «может обманывать», что очень затруднит его движение дальше. Поэтому я бы не рекомендовал специально фабриковать какие-то данные.
Еще раз подчеркну, здесь я выражаю свое мнение и мнением коллег, которые оценивают современно: по компетенциям. Когда на собеседование просят принести копию трудовой книжки, военного билета и всех дипломов – это другая история, я говорю не про такие организации, там, наверное, свои лайфхаки.
И еще одно исключение: здесь я не говорю об обязательных обучениях и допусках, например, на промышленные предприятия, так, естественно, законодательство нас заставляет, кроме опыта, требовать и формальное соблюдение норм в виде корочек.
Опыт.
А теперь поговорим о пункте, который занимает бОльшую част резюме, что обусловлено его важностью. Кстати, если составляете резюме сами, а не в шаблоне того же HH, который я рекомендовал, то для опытных специалистов опыт всегда должен идти раньше блока об образовании, так как он важнее. Для молодых специалистов – наоборот.
Что здесь интересует HR:
- соответствие опыта требованиям вакансии.
- поступательность опыта ( присутствует ли логика карьеры).
- частота смены работы,
- непрерывность стажа (нет ли промежутка между карьерными вехами),
- уровень и специфика Компаний, в которых работал кандидат.
- достижения на каждом месте (про них поговорим отдельно).
Давайте пойдем по порядку:
1. Соответствие опыта: здесь речь идет о том, что всем хочется найти человека, который точно разбирается в той работе, на которую претендует. Поэтому чем ближе описанный функционал в резюме к тексту вакансии, тем привлекательнее выглядит кандидат.
Раскрою вам секрет: бывают сложные вакансии – программистов, бухгалтеров, которые, возможно для HR не являются типовыми, а значит, ему сложнее соотнести разные термины, названия программ и т.д., идет можно сказать «сканирование по ключевым словам».
Поэтому лайфхак: если интересна определенная вакансия – внимательно прочитайте требования к кандидату, должностные обязанности и переформулируйте резюме так, чтобы вакансия была как будто списана с вашего опыта. Эта психологическая уловка поможет вам выделиться сразу среди остальных претендентов.
2. Поступательность опыта. Всем хочется видеть «понятного» кандидата. Мы не может предугадать все риски, поэтому стремимся их минимизировать. Если видно логику в карьере человека, то гораздо проще предположить, насколько он подходит.
Например: работа сначала мерчендайзером, потом торговым представителем, потом супервайзером, потом начальником отдела продаж.
Сравните с вариантом: торговый представитель, коммерческий директор, мерчендайзер, бармен, супервайзер.
Согласитесь, во втором случае вопросов больше. Поэтому посмотрите на свое резюме независимым взглядом на момент логики.
Как исправить, если у вас сложился опыт, как во втором приведенном примере. Понятно, что жизнь ведь не повернуть назад, у всех бывают разные моменты.
И тут опять же мы можем подать правильно: уберите должность бармена (возможно, HR не заметит пробела в стаже, особенно если этот опыт работы был недолгим). Назовите должность коммерческого директора попроще, чтобы она сильно не выделялась и т.д., т.е. усредните генеральную линию.
3. Частая смена работы. Очевидно, что сегодня уже нет парадигмы: одна жизнь – одна работа, но все же, если вы каждые 3 месяца меняете Компании, то это выглядит не очень убедительно (хотя на то могут быть независящие от вас причины), поэтому опять же, может будет лучше упустить отдельные места работы.
И, кстати, сюда же. Даже если вы меняете работу не особо часто (каждые 3-4 года, что по моим меркам вполне нормально), то года к 35 у вас уже будет обширный список мест.
Я рекомендую оставлять в резюме (ну, или по крайней мере подробно описывать) последние 4 места максимум. По сути никто уже не будет копаться, чем вы занимались 10 лет назад, всякие подработки в институте, практики и т.д., не связанные с основным местом, уже не подкрепляют опыт, смело их удаляйте – резюме не должно быть на 10 страницах.
Если же есть опыт, который, как вам кажется, добавляет вам баллов, то лучше указать его в графе дополнительно о себе или в навыках, так он лучше бросится в глаза.
4. Непрерывность стажа.
Тут все прозрачно: опытный HR может заметить, если между местами работы есть пробел, обязательно задаст вопрос, что вы делали, поэтому если вам не нужно убрать какой-то опыт сознательно, будьте внимательны при заполнении резюме. Также не должно быть наложения опыта по ошибке, это показывает невнимательность.
В общем главное правило здесь – внимательно проверьте линию времени и стажа.
И еще лайфхак: если вы на данный момент не работаете, лучше в резюме этого не указывать, а сказать на собеседовании. Все-таки человек не увольняется в никуда без особой причины: сразу возникает масса вопросов: почему ушел? А может, уволили? А может устроился куда-то и не прошел испытательный срок? В общем, зачем заранее напрягать мозг рекрутера раздумьями в этом направлении. Придете на собеседование, произведете впечатление, и уже на волне позитива четко расскажите, чем вы сейчас занимаетесь.
Здесь логика, как в личной жизни: занятые мужчина или девушка всегда более привлекательны, чем свободные.
5. Уровень и специфика компаний.
Здесь сложно как-то повлиять. Речь идет о том, что как правило, крупные компании, особенно иностранные любят брать кандидатов из таких же гигантов, потому что эти сотрудники привыкли к работе по четким стандартам, соблюдению правил, они свои по корпоративной культуре и наоборот, в небольших организациях лучше приживаются «более креативные свободные художники». Это не 100% правило, но часто так, поэтому HR смотрит не только на опыт кандидата, но и в какого уровня компании он его получил.
Здесь порекомендую лишь писать не просто название Компании, а еще вписывать сайт и кратко описание: ведущий дистрибьютор кофе в РФ, производитель снэковой продукции, федеральная сеть обувных магазинов премиум класса и т.д. – это облегчит идентификацию для HR.
В следующий раз начнем с достижений: этот пункт заслуживает того, чтобы рассмотреть его на свежую голову!
P.s. да, чуть не забыл: если у вас в резюме несколько мест работы с примерно одинаковыми функциями, ну, например, бухгалтер по заработной плате – эту должность вы занимали в трех разных компаниях. Пожалуйста, не делайте свой функционал методом «копировать-вставить». Везде есть нюансы: разные программы, специфические обязанности, возможно, совмещение с другим участком работы.
Ну, или хотя бы опишите разными словами, копирование демонстрирует достаточно формальный подход к резюме, HR этого не любит.
Не пропустите продолжения! Скоро будем говорить, нужно ли писать уровень заработной платы! Все это в Лайфхаках обучения.
Если вам интересно, поставьте лайк, я пишу для вас)
Есть вопросы: пишите в комментарии, я стараюсь отвечать всем.
Статьи, которые могут быть интересны:
Не попадайте в ловушки:Почему секретные бизнес-приемы знают только "неизвестные" тренеры, или бизнес-тренинг как накачивание бицепсов
Для выступающих публично:
Не надо работать со "сложными" участниками
НЕ затягивай! 7 лайфхаков для управления таймингом в тренинге и публичном выступлении.