Сотрудничать с магазинами хендмейд-мастеру довольно просто:
- их нужно найти,
- выбрать из всех именно вам подходящие,
- договориться об условиях, работать по которым будет приятно и вам, и магазинам,
- начать работу,
- проанализировать результаты,
- откорректировать условия (при необходимости) или закончить работу.
Пройдёмся теперь подробнее по каждому этапу.
Как выбрать магазины для сотрудничества
Я бы хотела сказать, что через интернет, но... не обязательно. Онлайн можно найти все крупные торговые сети, но нас интересуют не они, а небольшие локальные магазины подходящей тематики. Далеко не каждый такой несетевой магазинчик доступен онлайн: у большинства на это нет ни желания, ни ресурсов.
Совсем исключать онлайн из поисков не стоит, но будьте готовы к тому, что придётся и своими ножками побегать. Вот, например, на картинке информация из городского агрегатора событий о магазине изделий ручной работы. Сайта, как видите, у этого магазина нет🤷
Но прежде, чем кидаться в ближайший торговый центр, подумайте о том, что хотите найти. Я уже касалась этой темы в статье об организации партнёрских продаж, а здесь повторю и дополню. Для первичного выбора магазина-партнёра важно, чтобы
-ваши целевые аудитории совпадали,
-ваши товары не были конкурентами, а дополняли друг друга.
Целевая аудитория - это ваши потенциальные клиенты, но не все подряд, а те, кому именно ваш товар подходит оптимально. Например, если вы делаете и продаете грызунки для малышей, к вашей целевой аудитории относятся мамы с детьми от 4 месяцев до года, а мамы школьников однозначно не относятся.
Примеры дополняющих друг друга товаров:
- брошки и сумки/шапки/шарфы/пальто,
- вязаная игрушка и детская одежда,
- шкатулка и кольца/сережки.
Еще один вариант, когда вещи дополняют друг друга, хоть и относятся к одной категории, можно показать на примере детской одежды. Продавец текстильной одежды может расширить свой ассортимент не только вязаными игрушками, но и другими изделиями: комбинезонами, шапками, пинетками и носками.
Когда вы примерно представили, кого будете искать, можно отправляться на разведку. В лучших традициях детективного жанра, вам предстоит примерить на себя одёжку тайного покупателя или часок подремать с газетой в кафешке напротив, если, конечно, оттуда открывается любопытный вид на выбранное для потенциального партнерства заведение. Честно говоря, это мой любимый этап 😍
Задача минимум на этом этапе - оценить входящий поток и клиентский сервис. Едва ли вам интересно будет связываться с магазином, где от продавца неприятно пахнет, а покупателей нет даже в самые пиковые часы и дни.
Как договориться о сотрудничестве
Если результаты проведённого мини-детективного расследования вас устраивают, можно приступать к следующему шагу - озвучивать своё предложение и вступать в переговоры, если ваше предложение найдёт отклик.
Ваши действия на этом этапе просты:
- продумайте, на каких условиях вы готовы сотрудничать с магазином,
- убедитесь, что ваши условия для магазина тоже будут выгодными,
- найдите человека, с которым всё это можно обсудить.
Важно! Обсуждать условия нужно именно с тем, кто принимает решения. Словоохотливый продавец, который готов "все с начальством утрясти в лучшем виде", вам не помощник. Наличие прямых договорённостей именно с первым лицом избавит вас от многих неприятных ситуаций в будущем.
Продавец же вполне может рассказать вам, когда начальник бывает в магазине или как с этим начальником можно связаться, например, по электронной почте или по телефону, если чёткого графика его визитов нет. Будьте готовы выслать своё предварительное предложение в электронном виде: что вы предлагаете и на каких условиях вам интересно было бы работать. Будьте готовы и к тому, что ваше стартовое предложение станет предметом диалога, а итоговая договорённость будет немного другой. Эту финальную договорённость обязательно надо зафиксировать в письменном виде, а заодно убедиться, что обе стороны (и вы, и магазин) все условия работы понимаете одинаково.
Возможен и сценарий развития переговоров, который заканчивается отказом со стороны магазина или с вашей стороны. Это нормально. Не нужно любой ценой стремиться договориться и действовать в ущерб себе. Не сложившееся партнёрство не должно вас расстраивать, ибо магазинов в любом городе много. Учтите полученный опыт, устраните ошибки, если они были, и двигайтесь дальше.
Ура, работаем!
По эффективности работы любого магазина обязательно нужно вести письменную статистику. Не стоит полагаться на память, ибо она часто подводит, особенно в мелочах. А совокупность таких мелочей на выходе может очень дорого стоить.
Если минусов от совместной работы по итогам месяца окажется больше, чем плюсов, возможно, стоит либо аргументированно (!) пересмотреть условия сотрудничества, либо и вовсе это сотрудничество закончить.
---------------
Чтобы лучше понимать правила работы с партнёрами, почитайте ещё мою статью об организации партнёрских продаж хендмейда.
Чтобы уверенно вести переговоры с партнёрами, полезно также разобраться в вопросах ценообразования и понять, наконец, сколько стоит ваш хендмейд и почему "так много" 😉.
Если же вы пока в самом начале пути, вот эта публикация поможет вам всё-таки начать.
Подписывайтесь на мой канал и пусть ваш хендмейд-бизнес приносит вам только положительные эмоции!