Найти тему

Ménage à trois по-эдинбургски

Начало двадцатого века вошло в историю искусств как время экспериментов. Все экспериментировали со всем. Художники - с формой и цветом. Музыканты - с новым звучанием. Писатели искали новые формы повествования. Русские поэты этой поры даже пытались изобрести новый язык. Эта жажда перемен приводила к созданию самых вольных творческих союзов, продуктивных и не очень.

Одним из таких союзов стало содружество трех шотландских художников: Сесиль Уолтон, ее мужа Эрика Робертсона и и их общей подруги Дороти Джонстон (к союзу время от времени присоединялись и другие творческие личности, но костяк сообщества всегда оставался неизменным). Каждый в этом союзе был талантлив по-своему, и у каждого были свои "корни" в искусстве.

Сесиль Уолтон (1891 – 1956 гг.) была дочерью Эдварда Артура Уолтона - одного из первых художников шотландского происхождения, которому удалось пробиться в "мировое" искусство. Его именовали "Любимцем Шотландии" и одним из "первых мальчиков Глазго". Не удивительно, что его дочь его с детства была погружена в самую творческую атмосферу, практически не расставалась с кисточкой и палитрой и обучалась живописи в лучших учебных заведениях Эдинбурга, Лондона и Парижа. Уже в двадцать лет она иллюстрировала детские книжки и сборники сказок, среди которых можно найти не только позабытые ныне имена, но и имя такого метра сказки как Ханс Кристиан Андерсен.

Со своим будущим мужем Сесиль познакомилась в Университете Эдинбурга. Эрик Харальд Макбет Робертсон (1887-1941) был там чем-то вроде местного Россетти - эксцентричный и безусловно талантливый юноша пользовался большой любовью у девушек и значительно меньшей - у преподавателей. Последнее, впрочем, Эрика волновало мало - он считал современное искусство безнадежно устаревшим и нуждающимся в глубокой реформации.

В живописи его больше всего привлекали импрессионизм и работа с обнаженной натурой. Обаяние и шарм Эрика, который, кроме всего прочего был еще и представителем какого-то древнего шотландского рода, какая же шотландка устоит против такого, произвели на Сесиль такое неизгладимое впечатление, что она выскочила за него замуж после весьма непродолжительного знакомства и вопреки воле родителей.

Маргаритки. Дороти Джонстон.
Маргаритки. Дороти Джонстон.

Эксцентричные и склонные к постоянному поиску нового молодые люди вскоре заскучали в традиционном браке и в их жизни появилась Дороти Джонстон (1892–1980). У Дороти " в анамнезе" не было ни знатного рода, ни знаменитых родственников. Она была дочерью весьма заурядного и малоизвестного пейзажиста Джорджа Джонстона Уитона. Отец рано заметил у дочери художественные наклонности и всячески поддерживал ее стремление учиться живописи, в надежде, что образование и талант компенсируют отсутствие приданого. Так Дороти и попала в Университет Эдинбурга, где познакомилась с Сесиль и ее мужем.

Тройственный союз просуществовал 10 лет с 1913 по 1923 годы, на протяжении которых Сесиль, Эрик и Дороти не только жили, но и выставлялись практически исключительно вместе. Они снимали общую студию, устраивали званые вечера, путешествовали, нанимали одних и тех же натурщиков... Можно много говорить о моральных аспектах такого образа жизни, но, так уж вышло, что для творчества в жизни этой троицы, этот этап был самым плодотворным.

Эрик Робертсон написал в эту пору лучшие из своих работ, Сесиль Уолтон, до брака работавшая преимущественно в жанре книжной иллюстрации, написала множество монументальных работ и приняла участие в не одном десятке выставок. Дороти Джонстон выработала свой уникальный авторский стиль камерного портрета, который сделал ее саму узнаваемой, а ее работы - ценимыми.

Романс. Сесиль Уолтон. На картине художница изобразила себя с новорожденным сыном Эдвардом. Старший сын художницы - Гаврил стоит в ногах кровати
Романс. Сесиль Уолтон. На картине художница изобразила себя с новорожденным сыном Эдвардом. Старший сын художницы - Гаврил стоит в ногах кровати

Но, вопреки тому, что многие мужчины назвали бы такой брак идеальным, как раз Эрик начал первым тяготится нестандартными семейными отношениями. С возрастом его начали заботить и слухи в обществе, и те последствия, которые такой брак может повлечь для будущего его сыновей. (У Сесиль и Эрика было двое детей - Гаврил и Эдвард). Но Сесиль не хотела ничего менять и ее муж нашел себе утешение в алкоголе. Со временем зависимость Эрика становилась все более очевидной и обременительной для его близких. В 1923 году Дороти и Сесиль ушли от него, прервав тем самым и свои нестандартные отношения.

Портрет Энн Финли. Дороти Джонстон.
Портрет Энн Финли. Дороти Джонстон.

Сесиль развелась с мужем в 1927 году и практически "завязала" с живописью. Она провела еще пару - тройку своих выставок, но все они были из ее старых, написанных в браке работ. Вторая половина жизни художницы во многом связана с радио BBC, на котором Сесиль вела детские передачи и радио спектакли. Собственно, большинство британских источников упоминают сегодня Сесиль Уолтон именно как радиоведущую, стоявшую у истоков популяризации радио, и только шотландские энциклопедии хранят память о ее живописном творчестве.

Бабушка. Сесиль Уолтон.
Бабушка. Сесиль Уолтон.

Дороти Джонстон, покинув "тройственный союз" практически сразу вышла замуж за своего давнего друга - Девида Саферленда. Девид во многом походил отца Дороти - он так же рисовал пейзажи и портреты и с тем же пониманием до поры относился к художественным талантам и жизненным амбициям жены. Он долгое время поощрял ее преподавательскую деятельность и работу в обществе суфражисток, но и с преподаванием, и с "женским движением" Дороти пришлось "завязать", когда ее муж был назначен главой Королевской Академии Шотландиии.

Семейство перебралось в Абердин, где Дороти суждено было стать примерной женой и матерью уважаемого чиновника, которая позволяет себе баловаться живописью лишь на досуге. Работ, написанных в это время у Дороти Джонстон не много, но все они сохраняют тот воздушный, слегка романтичный стиль, который успел стать ее "визитной карточкой" еще до замужества.

Уинни Уокер. Эрик Харальд Макбет Робертсон.
Уинни Уокер. Эрик Харальд Макбет Робертсон.

А вот Эрик Робертсон, хоть и подавал в начале надежды куда большие, чем Дороти и Сесиль, так и не смог окончательно преодолеть свое пагубное пристрастие к алкоголю. Сегодня его имя почти позабыто и, как правило, упоминается только в контексте той роли, которую он сыграл в жизнях Сесиль Уолтон и Дороти Джонстон. Дни творческого триумвирата стали эпохой расцвета его творчества. Незадолго до начала Второй мировой войны он женился во второй раз и снова начал писать. Время сохранило для нас лишь несколько его работ этого периода. Среди них - портрет его второй жены Уиннифред Уокер.

Эрик Робертсон и Мэри Ньюбери. Сесиль Уолтон. (Мери Ньюбери некоторое время была тесно связана с нетрадиционным семейством и картина изначально была озаглавлена художницей "Моя семья").
Эрик Робертсон и Мэри Ньюбери. Сесиль Уолтон. (Мери Ньюбери некоторое время была тесно связана с нетрадиционным семейством и картина изначально была озаглавлена художницей "Моя семья").