Подписаться на канал «Деловая среда», чтобы читать полезные для бизнеса статьи.
Продолжение материала о наиболее частых ошибках в управлении финансами бизнеса. Промахи совершали тысячи, если не миллионы предпринимателей, и они заплатили за свои ошибки потерей миллионов, потерей энергии и, главное, потерей времени.
Ошибка 3. Не знать свою точку безубыточности
Точка безубыточности — минимальный объем доходов от продаж, который покрывает постоянные накладные расходы бизнеса. Разберем пример из реальной практики.
Молодой человек, работая в активных продажах, накопил 200 000 рублей и решил открыть бизнес по продажам хозтоваров в формате «магазин у дома». Он договорился об аренде за 30 000 рублей в месяц, закупил товар на 200 000 рублей, еще на 200 000 рублей взял товар с отсрочкой платежа, нанял продавца за 30 000 рублей.
Магазин работал 30 дней в месяц.
На товар делалась наценка 25%.
Ежедневная выручка колебалась от 5 000 до 8 000 рублей (в среднем 7 000 рублей).
Ежемесячно получалось чуть больше 200 000 рублей, и молодой предприниматель оценил месяц, как неплохой.
Выручка — 210 000. Минус аренда 30 000 рублей, минус продавцу 30 000 рублей, оставалось 150 000 рублей. «Неплохо!» — подумал новоиспеченный бизнесмен и взял себе из кассы 50 000 рублей, а остальные деньги частично отдал поставщикам в счет долга и частично закупил еще товара (50 на 50).
Теперь предлагаю посчитать реальное положение дел.
Если считать от цены закупки, то наценка была 25%. А если считать от выручки — всего 20%. Другими словами, с каждой 1 000 рублей выручки — предприниматель зарабатывал 200 рублей прибыли. При ежемесячных расходах в 60 000 рублей (аренда + оплата продавца), ежедневно магазин должен был зарабатывать 60 000 / 30 = 2000 рублей.
Т.е. только что бы выйти в 0 нужна минимальная выручка в 300 000 рублей.
Это сразу было бы видно, если использовать отчет о прибылях и убытках.
А наш герой к тому же забрал себе 50 000 рублей. Итого: 68 000 рублей убытков.
Очень часто, когда бизнес начинает расти, упускается контроль за расходами. Нанимаются люди, бизнес переезжает в более дорогой офис — все это увеличивает постоянные расходы бизнеса и поднимает точку безубыточности.
Что делать?
- Знать свою точку безубыточности.
- Разделять расчет прибыли от учета денег.
- Использовать отчет о прибылях и убытках.
В новом бизнесе оценивайте, при каком объеме продаж бизнес выйдет в ноль. Иногда привлекательная бизнес идея при расчете показывает не реалистичность достижения прибыли.
Ошибка 4. Назначать цены на основе затрат
Большинство предпринимателей строят ценообразование исходя из накладных расходов — содержания бухгалтера, офиса, или ранее произведенных расходов.
Но цена в первую очередь определяется рынком и маркетингом.
Пример. Я как-то заказал партию качественных канцтоваров в Германии. К сожалению, цена контракта, страховка, доставка и таможенные платежи сделали себестоимость настолько высокой, что даже по себестоимости никто не покупал. Через несколько месяцев до меня дошло, что нужно смириться с потерями и распродать по убыточной цене.
Что делать? Узнать оптимальную цену продажи.
Если себестоимость вашего продукта больше цены продажи, ищите способы и возможности ее снизить, а также заранее задумайтесь над тем, чтобы обеспечить необходимое количество продаж для покрытия накладных расходов и получения прибыли.