Подписаться на канал «Деловая среда», чтобы читать полезные для бизнеса статьи.
Из этой статьи вы узнаете о наиболее частых ошибках в управлении финансами бизнеса. Их совершали тысячи, если не миллионы предпринимателей, и они заплатили за свои ошибки потерей миллионов, потерей энергии и, главное, потерей времени.
Ошибка 1. Смешивать деньги бизнеса и личные деньги
«Бизнес мой, значит и все деньги в нем мои,» — так рассуждают многие.
Например, владелец небольшого мебельного цеха. Никакого учета и контроля у него не было. Сломалась фреза — вынул из кармана деньги — купили фрезу. Нужна жене шуба — взял из кассы деньги — купил шубу. На самом деле, владелец не знал ни сколько прибыли зарабатывает бизнес, ни сколько он тратил из бизнеса на себя. Пока заказы росли, все было хорошо. Есть миллион в продажах — «Отлично! Что тут считать?» Но рынок изменился. Заказов стало меньше. Стоимость сырья выросла, а цены пришлось снижать.
Тут оказалось, что денег становится все меньше, а вкладывать свои приходится все больше. В итоге пришлось закрыть бизнес. Но до закрытия бизнес успел съесть предыдущие накопления.
Или другая история. Устойчивый бизнес — ветеринарная клиника. Все есть: постоянные клиенты, сложившийся грамотный коллектив. Бизнес по наследству переходит к новому владельцу. Новый владелец сходу забрал деньги из бизнеса на новый спорт-байк. Через несколько месяцев забрал деньги из бизнеса на покупку внедорожника. Это обескровило бизнес. Начались задержки с оплатами сотрудникам, за аренду, поставщикам. В результате бизнес закрылся.
Если бы новому владельцу хватило разумности посчитать финансы, тот же автомобиль можно было бы купить в лизинг и оплачивать ежемесячно из прибыли бизнеса. А если правильно оформить лизинг, то расходы можно было бы списать с налогооблагаемой базы.
Что делать? Разделять деньги бизнеса и личные деньги.
Учитывайте все свои вложения в бизнес и изъятия из него. А в бизнесе внедрите финансовый учет.
Ошибка 2. Считать только деньги и оценивать результаты только по деньгам
Многие предприниматели под финансовым учетом понимают учет денег — сколько пришло, сколько ушло, сколько денег в наличии. Если денег стало больше, они считают, что «в прибыли».
Такая логика чревата, и вот почему.
Все знают формулу: «Прибыль = Доходы – Расходы». Но есть несколько НО.
Во-первых, не все поступления можно считать доходами и не все платежи — расходами.Например, оплата оборудования и транспорта — это затраты на приобретение долгосрочных активов. А получение и возврат кредитов и займов относятся к инвестиционной и финансовой деятельности бизнеса.
Во-вторых, есть нюансы и в расчетах с клиентами и поставщиками. Например, авансы и предоплату клиентов нельзя считать доходом. Пока не отгружен товар или не выполнена услуга — это кредиторская задолженность бизнеса. Также и с поставщиками: если получен товар с отсрочкой — возникает долг перед поставщиком. Оплата поставщику — это еще не расходы, а оплата приобретения товара. Расходы в этом случае появляются, когда этот товар отдадут покупателю.
Что делать? Чтобы правильно оценить, в прибыли или убытке бизнес, нужно различать движение денег и доходы и расходы.
Количество денег на счету может увеличиваться не только за счет увеличения продаж и прибыли, но из-за того, что растут долги перед клиентами и поставщиками или уменьшаются запасы товара на складе.
Составляйте следующие отчеты:
— Отчет о движении денежных средств, чтобы следить за наличием денег на счетах.
— Отчет о прибылях и убытках, чтобы следить за прибылью.
— Баланс, чтобы следить за состоянием расчетов по долгам.