Если набрать в поисковой строке браузера запрос "Как написать хит?", то пред нами предстанет огромный массив информации. Но даже если скрупулезно проштудировать всё "от корочки до корочки", то и после этого не стать хитмейкером – композитором чьи песни нравятся абсолютному большинству слушателей. Не научат этому и в любом учебном заведении и на каких-нибудь продвинутых "хитмейкерских" курсах. Можно, конечно, освоить методику, научиться применять различные хуки и фишечки, компилировать гармонии, технически все безупречно просчитать, но и тогда не получится достучаться до сердец множества слушателей, если в вас это дар не заложен изначально. Особенно, если речь идет о "вечных" хитах – песнях, которые, однажды взяв нас за живое, не отпускают на протяжении более десятка лет.
Но таких "настоящих" композиторов всегда было немного – да их и не может быть много – особенно гениев, способных создать, пробудить из вечности красивые мелодичные минорные композиции. Когда я раньше слушал музыку 60-х и 70-х, то мне порой западали в душу некоторые песни разных исполнителей. В то время нельзя было составить индивидуальный плэйлист, но названия я помнил и по прошествии времени собирал порой такие сборники на кассету, чтобы слушать потом в машине. Позже, когда путь к получению информации стал прост и доступен, я к своему удивлению обнаружил у многих из них авторство одного человека. И имя этого человека Graham Gouldman (Грэм Гоулдман).
Многие знают Грэма Гоулдмана как участника популярной в 70-е арт-рок группы 10cc, но не все осведомлены о нем как авторе множества хитов 60-х и 70-х годов. Восполним этот пробел. Грэм Кит Гоулдман родился 10 мая 1946 года в городке Солфорд, входящем в Большой Манчестер. Получив в детстве кое-какое музыкальное образование, он с шестнадцати лет подвязался выступать в ряде Манчестерских групп в качестве вокалиста и гитариста. В то время мейнстримом на Манчестерской сцене были рок-н-роллы и мерси-бит. Обычно все играли каверы, но авторские оригинальные песни всегда выгодно отличали любого исполнителя, особенно если это были хорошие песни. И Грэм обнаружил в себе талант такие писать. Днем он работал в магазине мужской одежды, а вечерами и по ночам играл в группах, оставляя для сна минимум времени.
После групп High Spots, The Crevattes, The Planets и The Whirlwind его новая группа называлась The Mockingbirds. Ударником в ней был, между прочим, будущий участник 10cc Кевин Годли. И вот The Mockingbirds, подписав контракт со звукозаписывающим лейблом "Columbia", в феврале 1965 года записали первый хит Гоулдмана "That's How (It's Gonna Stay)". Это вроде обычная мерси-битовая песня, но в ней есть какая-то изюминка, цепляющая и удерживающая эмоции.
В мае 1965 года на лейбле "Columbia" выходит последний сингл группы "I Can Feel We’re Parting". Мелодическая линия пару тактов идет как у "Love me tender" из репертуара Элвиса Пресли, а вступление песни очень похоже на Битловскую "Eight Days a Week". Как говорил позже Грэм: "Мы все хотели быть как Битлз".
В то же самое время "Columbia" отвергла выход в виде сингла записи The Mockingbirds песни "For Your Love", отдав его группе The Yardbirds. И вот этот сингл становится самым главным хитом группы, их визитной карточкой, занимая с ходу первое место в британских чартах и №6 в US Billboard Hot 100. В студии партию гитары успел записать перед своим уходом Эрик Клэптон, а в представленном здесь живом исполнении его сменил уже Джефф Бек.
После этого, подписав контракт с менеджером Харви Лисбергом, Грэм продолжает трудится в магазине одежды и писать песни для разных исполнителей, превращаясь в одного из самых востребованных авторов. The Yardbirds в 1965 году записали еще одну песню Грэма "Heart Full of Soul". Это был первый сингл группы после того, как Джефф Бек сменил Эрика Клэптона в качестве ведущего гитариста. Появившись всего через три месяца после "For Your Love", "Heart Full of Soul" вошел в десятку лучших в чартах США и стал №2 в Великобритании. В представленной ТВ-версии на гитаре уже Джимми Пейдж.
Еще одну песню Грэма The Yardbirds выпустили в том же 1965 году – "Evil Hearted You". Здесь партия гитары исполнена Джеффом Бэком. Ее называли "одним из самых мрачных синглов британского рока за все 60-е годы". В Британских чартах она поднималась до №3.
Группа The Hollies тоже преуспела с песнями Грэма Гоулдмана. В августе 1965 года песня в стиле джингл-джангл "Look Through Any Window", написанная совместно с Чарльзом Сильверманом, вышла синглом, и в скорости заняла №4 в британских чартах и №32 в американском "Billboard Top 40".
А что же собственная группа Гоулдмана? Возможно, The Mockingbirds были самой большой британской группой, которая должна была, но не стала великой. Грэм не понимал в чем же дело и решил поменять звукозаписывающую компанию. На лейбле "Immediate Records"в октябре 1965 года они выпускают сингл "You stole my love".
А в 1966 группа подписала контракт уже с компанией "Decca" и выпустила в июле сингл "One By One", продолжая попытки добиться популярности. Они появляются и на ВВС в программе "Top of the Pops".
А в октябре 1966 года выходит еще один сингл "How To Find A Lover". Отличная песня, для меня большая загадка – каким образом она не смогла вознести группу на вершину. Тот же джингл-джангл с крутым минорным мелодичным замесом. И как же собственная группа Гоулдмана не преуспела в то самое время, когда его песни, отданные другим музыкантам, становились хитами... И вот в этот момент Грэм, решив, что музыкантам просто "не хватает жизненно важной химии", распускает группу.
А The Hollies, известные своим характерным новаторским стилем вокальной гармонии на три голоса, между тем, записав песню Грэма "Bus Stop", выпускают ее синглом и добиваются с ней самого своего большого успеха – №5 в Великобритании и США. Я очень люблю их версию песни с ситароподобным звуком гитары.
Интересно, что другие подопечные Харви Лисберга группа Herman's Hermits выпустила свою версию "Bus Stop", она более размерена, но испортить хорошую песню невозможно.
В марте 1966 года Herman's Hermits выпустили сингл "Listen People", и с этой поп-роковой песней Грэма достигли №3 в Американском "Billboard Hot 100".
Между тем в Великобритании самая успешная песня Herman's Hermits – это "No Milk Today". Она стала №7 в "UK Singles Chart" и №35 в Американском "Billboard Hot 100". Песня, в которой преобладают удручающие рефлексивные строки в ля-миноре, аккуратно дополненные приподнятым припевом ля-мажор, очень характерна для подчерка Гоулдмана, примерно так же была решена и "Bus Stop". Сам Грэм ее высоко ценил и даже включил в свой сборник 2006 года "Greatest Hits ... And More". Ее использовали в рекламных компаниях молочной продукции в разных странах.
Еще одна песня Гоулдмана "East West" не выходила у Herman's Hermits отдельным синглом, а была представлена на альбоме 1967 года "There's a Kind of Hush All Over the World". Это поп-рок, который в те времена тоже был популярен.
В 1967 году еще один подопечный Харви Лисберга и земляк Гоулдмана Уэйн Фонтана выпускает свой самый большой хит "Pamela Pamela", дошедший до №11 в "UK Singles Chart". Песня Гоулдмана удивительно точно передает и восхищение, и боль утраты.
В 1967 году американка Шер записала лонг плэй "With Love", в котором была и песня Грэма "Behind The Door". Эту песню помимо Шер исполняли и другие исполнители.
Для ушедшего из The Yardbirds Джеффа Бека Гоулдман написал песню "Tallyman" в стилистике ранних The Kinks и The Who. И это звучит так, словно он всегда такое писал.
Австралийский певец Норми Роу с песней Грэма "Going Home" поднялся до №11 в австралийских чартах 1967 года.
В 1967 году Грэм Гоулдман написал песню "People Passing by" для британской группы High Society. Даже не зная автора, при прослушивании определить кто же ее написал не составит никакого труда.
Интересно, что Уэйн Фонтана в свое время покинул для сольной карьеры Манчестерскую группу The Mindbenders, а после него в ней вокалистом стал Эрик Стюарт, будущий участник 10cc. Музыканты The Mindbenders были неплохо знакомы с Грэмом Гоулдманом, поэтому не должно удивлять, что они в 1967 году пригласили его на замену басисту Бобу Лангу. Группа с Грэмом с ходу записали его песню "Schoolgirl".
Еще один сингл The Mindbenders с Грэмом Гоулдманом "Uncle Jo, the ice cream man" был выпущен в 1968 году. Но опять жизнь в группе у Грэма оказалась недолгой: The Mindbenders распались восемь месяцев спустя. Гоулдман говорил позже, что его время с группой было удручающим:
"Они скатывались вниз, они были достаточно сильно опустошены, когда я присоединился к ним".
После распада The Mindbenders Гоулдман в 1968 году запишет и свой дебютный сольный альбом "The Graham Gouldman Thing".
Помимо личного проекта, Грэм продолжит и писать песни для других исполнителей. Так Уэйн Фонтана в 1973 году синглом "One Man Woman" попытается реанимировать карьеру.
Надо отметить и работу Грэма Гоулдмана и Эрика Стюарта на Strawberry Studios, куда их наняли американцы Джерри Кейсенец и Джефри Кац для написания и продюсирования песен в стилистике бабблгам-поп. На ней Грэму и Эрику довелось поработать для многих, в том числе и для американской поп-группы The Ohio Express. Интересно, что существовала официальная концертная версия группы, а также меняющийся состав сессионных музыкантов в студии, записывающих для нее песни. И вот однажды сошлись четыре будущих музыканта 10cc и записали "Sausalito (Is the Go to Go)", хит The Ohio Express, имевший коммерческий успех. А спустя какое-то время ребята решат отныне выступать и записывать свои песни совместно, превратившись в после этого в группу 10cc. А пока они еще просто сессионные музыканты с ведущим вокалом Грэма Гоулдмана.
Эпоха 10cc
Более подробно об истории 10cc. Гоулдман, к концу 1969 года ставший совладельцем Strawberry Studios, убедил пару Кейсенеца и Каца в том, что все эти двухминутные песни могут быть написаны, исполнены и спродюсированы им самим и тремя его коллегами Стюартом, Годли и Кримом за небольшую долю от найма сессионных музыкантов. После чего Кейсенец и Кац забронировали для них студию на три месяца. И новоявленный квартет принялся строгать песенки, словно конвейер – по 10 штук в неделю. Конечно, качество их было невысоким, но самое главное, что четверка притиралась и сыгрывалась, подстраивала голоса.
В 1973 году ребята вчетвером записали альбом Нила Седаки "The Tra-La Days Are Over" в качестве сессионных музыкантов, после чего и пришли наконец-то к окончательному решению создать полноценную группу. Как вспоминал Гоулдман:
"До этого мы соглашались на любую работу, какую бы нам ни предлагали, и очень от этого уставали. Мы знали, что стоим большего, но требовалось что-то такое, что бы подтолкнуло нас к осознанию этого факта. Наc слегка напрягло, что мы сделали для Нила весь его альбом, а получили просто зарплату сессионных музыкантов в то самое время, когда могли бы уже записывать свой собственный материал".
Дальше началась уже собственная история 10cc. В рамках этого проекта Грэм Гоулдмен и написал сам или при содействии партнеров основные хиты квартета.
☑ Подписывайтесь на канал, будет еще много интересного
➤Другие статьи схожей тематики:
❇️Каверы Боба Дилана в переложении Манфреда Манна
❇️60-е. Лучшие песни Восточной Европы в стиле мерси-бит
❇️Лучшее в музыке. Магия двойных рок-альбомов. Часть 1