Найти в Дзене
Old school dude

Рок-композитор Грэм Гоулдман, гений минорных хитов

Фото из открытых источников Если набрать в поисковой строке браузера запрос "Как написать хит?", то пред нами предстанет огромный массив информации. Но даже если скрупулезно проштудировать всё "от корочки до корочки", то и после этого не стать хитмейкером – композитором чьи песни нравятся абсолютному большинству слушателей. Не научат этому и в любом учебном заведении и на каких-нибудь продвинутых "хитмейкерских" курсах. Можно, конечно, освоить методику, научиться применять различные хуки и фишечки, компилировать гармонии, технически всё безупречно просчитать, но и тогда не получится достучаться до сердец множества слушателей, если в вас это дар не заложен изначально. Особенно, если речь идет о "вечных" хитах – песнях, которые, однажды взяв нас за живое, не отпускают на протяжении более десятка лет. Но таких "настоящих" композиторов всегда было немного – да их и не может быть много – особенно гениев, способных создать, пробудить из вечности красивые мелодичные минорные композиции. Когд
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Если набрать в поисковой строке браузера запрос "Как написать хит?", то пред нами предстанет огромный массив информации. Но даже если скрупулезно проштудировать всё "от корочки до корочки", то и после этого не стать хитмейкером – композитором чьи песни нравятся абсолютному большинству слушателей. Не научат этому и в любом учебном заведении и на каких-нибудь продвинутых "хитмейкерских" курсах. Можно, конечно, освоить методику, научиться применять различные хуки и фишечки, компилировать гармонии, технически всё безупречно просчитать, но и тогда не получится достучаться до сердец множества слушателей, если в вас это дар не заложен изначально. Особенно, если речь идет о "вечных" хитах – песнях, которые, однажды взяв нас за живое, не отпускают на протяжении более десятка лет.

Но таких "настоящих" композиторов всегда было немного – да их и не может быть много – особенно гениев, способных создать, пробудить из вечности красивые мелодичные минорные композиции. Когда я раньше слушал музыку 60-х и 70-х, то мне порой западали в душу некоторые песни разных исполнителей. В то время нельзя было составить индивидуальный плэйлист, но названия я помнил и по прошествии времени собирал порой такие сборники на кассету, чтобы слушать потом в машине. Позже, когда путь к получению информации стал прост и доступен, я к своему удивлению обнаружил у многих из них авторство одного человека. И имя этого человека Graham Gouldman (Грэм Гоулдман).

Многие знают Грэма Гоулдмана как участника популярной в 70-е арт-рок группы 10cc, но не все осведомлены о нем как авторе множества хитов 60-х и 70-х годов. Восполним этот пробел. Грэм Кит Гоулдман родился 10 мая 1946 года в городке Солфорд, входящем в Большой Манчестер. Получив в детстве кое-какое музыкальное образование, он с шестнадцати лет подвизался выступать в ряде Манчестерских групп в качестве вокалиста и гитариста. В то время мейнстримом на Манчестерской сцене были рок-н-роллы и мерси-бит. Обычно все играли каверы, но авторские оригинальные песни всегда выгодно отличали любого исполнителя, особенно если это были хорошие песни. И Грэм обнаружил в себе талант такие писать. Днем он работал в магазине мужской одежды, а вечерами и по ночам играл в группах, оставляя для сна минимум времени.

После групп High Spots, The Crevattes, The Planets и The Whirlwind его новая группа называлась The Mockingbirds. Ударником в ней со временем стал, между прочим, будущий участник 10cc Кевин Годли. И вот The Mockingbirds, подписав контракт со звукозаписывающим лейблом "Columbia", в феврале 1965 года записали первый хит Гоулдмана "That's How (It's Gonna Stay)". Это вроде обычная мерси-битовая песня, но в ней есть какая-то изюминка, цепляющая и удерживающая эмоции.

В мае 1965 года на лейбле "Columbia" выходит последний сингл группы "I Can Feel We’re Parting". Мелодическая линия пару тактов идет как у "Love me tender" из репертуара Элвиса Пресли, а вступление песни очень похоже на Битловскую "Eight Days a Week". Как говорил позже Грэм: "Мы все хотели быть как Битлз".

В то же самое время "Columbia" отвергла выход в виде сингла записи The Mockingbirds песни "For Your Love", отдав его группе The Yardbirds. И вот этот сингл становится самым главным хитом группы, их визитной карточкой, занимая с ходу первое место в британских чартах и №6 в US Billboard Hot 100. В студии партию гитары успел записать перед своим уходом Эрик Клэптон, а в представленном здесь живом исполнении его сменил уже Джефф Бек.

После этого, подписав контракт с менеджером Харви Лисбергом, Грэм продолжает трудится в магазине одежды и писать песни для разных исполнителей, превращаясь в одного из самых востребованных авторов. The Yardbirds в 1965 году записали еще одну песню Грэма "Heart Full of Soul". Это был первый сингл группы после того, как Джефф Бек сменил Эрика Клэптона в качестве ведущего гитариста. Появившись всего через три месяца после "For Your Love", "Heart Full of Soul" вошел в десятку лучших в чартах США и стал №2 в Великобритании.

Еще одну песню Грэма The Yardbirds выпустили в том же 1965 году – "Evil Hearted You". Здесь партия гитары исполнена Джеффом Бэком. Ее называли "одним из самых мрачных синглов британского рока за все 60-е годы". В Британских чартах она поднималась до №3.

Группа The Hollies тоже преуспела с песнями Грэма Гоулдмана. В августе 1965 года песня в стиле джингл-джангл "Look Through Any Window", написанная совместно с Чарльзом Сильверманом, вышла синглом, и в скорости заняла №4 в британских чартах и №32 в американском "Billboard Top 40".

А что же собственная группа Гоулдмана? Возможно, The Mockingbirds были самой большой британской группой, которая должна была, но не стала великой. Грэм не понимал в чем же дело и решил поменять звукозаписывающую компанию. На лейбле "Immediate Records"в октябре 1965 года они выпускают сингл "You stole my love".

А в 1966 группа подписала контракт уже с компанией "Decca" и выпустила в июле сингл "One By One", продолжая попытки добиться популярности. Они появляются и на ВВС в программе "Top of the Pops".

А в октябре 1966 года выходит еще один сингл "How To Find A Lover". Отличная песня, для меня большая загадка – каким образом она не смогла вознести группу на вершину. Тот же джингл-джангл с крутым минорным мелодичным замесом. И как же собственная группа Гоулдмана не преуспела в то самое время, когда его песни, отданные другим музыкантам, становились хитами... И вот в этот момент Грэм, решив, что музыкантам просто "не хватает жизненно важной химии", распускает группу.

А The Hollies, известные своим характерным новаторским стилем вокальной гармонии на три голоса, между тем, записав песню Грэма "Bus Stop", выпускают ее синглом и добиваются с ней самого своего большого успеха – №5 в Великобритании и США. Я очень люблю их версию песни с ситароподобным звуком гитары.

Интересно, что другие подопечные Харви Лисберга группа Herman's Hermits выпустила свою версию "Bus Stop", она более размерена, но испортить хорошую песню невозможно.

В марте 1966 года Herman's Hermits выпустили сингл "Listen People", и с этой поп-роковой песней Грэма достигли №3 в Американском "Billboard Hot 100".

Между тем в Великобритании самая успешная песня Herman's Hermits – это "No Milk Today". Она стала №7 в "UK Singles Chart" и №35 в Американском "Billboard Hot 100". Песня, в которой преобладают удручающие рефлексивные строки в ля-миноре, аккуратно дополненные приподнятым припевом ля-мажор, очень характерна для подчерка Гоулдмана, примерно так же была решена и "Bus Stop". Сам Грэм ее высоко ценил и даже включил в свой сборник 2006 года "Greatest Hits ... And More". Ее использовали в рекламных компаниях молочной продукции в разных странах.

Еще одна песня Гоулдмана "East West" не выходила у Herman's Hermits отдельным синглом, а была представлена на альбоме 1967 года "There's a Kind of Hush All Over the World". Это поп-рок, который в те времена тоже был популярен.

В 1967 году еще один подопечный Харви Лисберга и земляк Гоулдмана Уэйн Фонтана выпускает свой самый большой хит "Pamela Pamela", дошедший до №11 в "UK Singles Chart". Песня Гоулдмана удивительно точно передает и восхищение, и боль утраты.

В 1967 году американка Шер записала лонг плэй "With Love", в котором была и песня Грэма "Behind The Door". Эту песню помимо Шер исполняли и другие исполнители.

Для ушедшего из The Yardbirds Джеффа Бека Гоулдман написал песню "Tallyman" в стилистике ранних The Kinks и The Who. И это звучит так, словно он всегда такое писал.

Австралийский певец Норми Роу с песней Грэма "Going Home" поднялся до №11 в австралийских чартах 1967 года.

В 1967 году Грэм Гоулдман написал песню "People Passing by" для британской группы High Society, с которой он тогда выступал. Даже не зная автора, при прослушивании определить кто же ее написал не составит никакого труда.

Интересно, что Уэйн Фонтана в свое время покинул для сольной карьеры Манчестерскую группу The Mindbenders, а после него в ней вокалистом стал Эрик Стюарт, будущий участник 10cc. Музыканты The Mindbenders были неплохо знакомы с Грэмом Гоулдманом, поэтому не должно удивлять, что они в 1967 году пригласили его на замену басисту Бобу Лангу. Группа с Грэмом с ходу записали его песню "Schoolgirl".

Еще один сингл The Mindbenders с Грэмом Гоулдманом "Uncle Jo, the ice cream man" был выпущен в 1968 году. Но опять жизнь в группе у Грэма оказалась недолгой: The Mindbenders распались восемь месяцев спустя. Гоулдман говорил позже, что его время с группой было удручающим:

"Они скатывались вниз, они были достаточно сильно опустошены, когда я присоединился к ним".

После распада The Mindbenders Гоулдман в 1968 году запишет и свой дебютный сольный альбом "The Graham Gouldman Thing".

Помимо личного проекта, Грэм продолжит и писать песни для других исполнителей. Так Уэйн Фонтана в 1973 году синглом "One Man Woman" попытается реанимировать карьеру.

Надо отметить и работу Грэма Гоулдмана и Эрика Стюарта на Strawberry Studios, куда их наняли американцы Джерри Кейсенец и Джефри Кац для написания и продюсирования песен в стилистике бабблгам-поп. На ней Грэму и Эрику довелось поработать для многих, в том числе и для американской поп-группы The Ohio Express. Интересно, что существовала официальная концертная версия группы, а также меняющийся состав сессионных музыкантов в студии, записывающих для нее песни. И вот однажды сошлись четыре будущих музыканта 10cc и записали "Sausalito (Is the Go to Go)", хит The Ohio Express, имевший коммерческий успех. А спустя какое-то время ребята решат отныне выступать и записывать свои песни совместно, превратившись в после этого в группу 10cc. А пока они еще просто сессионные музыканты с ведущим вокалом Грэма Гоулдмана.

Эпоха 10cc

Более подробно об истории 10cc. Гоулдман, к концу 1969 года ставший совладельцем Strawberry Studios, убедил пару Кейсенеца и Каца в том, что все эти двухминутные песни могут быть написаны, исполнены и спродюсированы им самим и тремя его коллегами Стюартом, Годли и Кримом за небольшую долю от найма сессионных музыкантов. После чего Кейсенец и Кац забронировали для них студию на три месяца. И новоявленный квартет принялся строгать песенки, словно конвейер – по 10 штук в неделю. Конечно, качество их было невысоким, но самое главное, что четверка притиралась и сыгрывалась, подстраивала голоса.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В начале 1972 году ребята вчетвером записали альбом Нила Седаки "Solitaire" в качестве сессионных музыкантов, после чего и пришли наконец-то к окончательному решению создать полноценную группу. Как вспоминал Гоулдман:

"До этого мы соглашались на любую работу, какую бы нам ни предлагали, и очень от этого уставали. Мы знали, что стоим большего, но требовалось что-то такое, что бы подтолкнуло нас к осознанию этого факта. Наc слегка напрягло, что мы сделали для Нила весь его альбом, а получили просто зарплату сессионных музыкантов в то самое время, когда могли бы уже записывать свой собственный материал".

Дальше началась уже собственная история 10cc. В рамках этого проекта Грэм Гоулдмен и написал сам или при содействии партнеров основные хиты квартета.

Историю этой выдающейся группы я позже как-нибудь опишу подробно, она точно того стоит. А имя Грэма Гоулдмана останется вписана в анналах рок-музыки как одного из ярких сонграйтеров.

☑ Подписывайтесь на канал, будет еще много интересного

➤Другие статьи схожей тематики:

❇️Великий гитарист Марк Болан

❇️Каверы Боба Дилана в переложении Манфреда Манна

❇️Их песни о Синей птице

❇️60-е. Лучшие песни Восточной Европы в стиле мерси-бит

❇️Лучшее в музыке. Магия двойных рок-альбомов. Часть 1