Прервав всё ваше веселье, в таверну врывается отряд солдат.
Вы сразу узнаёте старого Олдрика, некогда прославленного, но вроде бы давно отошедшего от дел слугу лорда Майкельсона.
- Где мятежник Майкельсон? - рявкает капитан, поворачиваясь к трактирщику.
- Ты чего, Олдрик? - бормочет хозяин корчмы. - О чём ты хоть говоришь?
- А что значит мятежник? - удивлённо спрашивает один из завсегдатаев. - Разве Майкельсон - не наш лорд?
- Нет! - сурово восклицает седой капитан. - Наш лорд - славный Герхард Дагоберт! Зарубите это на носу!
Трактирщик ударяет рукой по лицу. Вроде бы, картинный жест, но вы замечаете, что, протягивая руку по губам, он незаметно снимает с руки кольцо с едва заметной печаткой. Оно отправляется к трактирщику за щёку.
- Дагоберт? - удивляется тёмная эльфийка в одежде, выдающейся больше качеством, чем количеством, удобно устроившаяся - скажем мягко, - на колене мускулистого орка в золотых браслетах. - Это, что ли, старый Дагоберт, который всё судился с Майкельсоном?
- Нет, это его сын, - отвечает кто-то из задних рядов. - Старый лорд помер, и тут судья Крик выносит решение по его делу, а кто бы мог подумать? Всё отобрали у Майклельсона, чуть в острог не отправили, да он сбежал.
- А странно, что только умер старый лорд, как пришло решение по делу, да? - задумчиво бормочет эльфийка.
- А ну, молчать! - рявкает Олдрик. - Обыскать тут всё! Живо!
Вдруг вы слышите над ухом странное причмокивание. Такое бывает только у вампиров. Вы резко оборачиваетесь и видите простоватого рыжего стражника в бедной броне. Только на редкость гладкая кожа и то, как он щурится, глядя на огонь, заставляет вас что-то подозревать.
В таверне воцаряется полный кавардак...
Не знаю, хорошо ли у меня получилось с художественной точки зрения, но надеюсь, что идею я вам передал. In medias res - это приём построения нарратива: художественной прозы, стиха, компьютерной игры или игры ролевой. Он состоит в том, что вы сразу оказываетесь в переплетении сюжетных линий, которые раскрываются лишь постепенно: "в середине вещей" (буквальный перевод термина). Тут недостаточно быть частью глобального эпоса, который был до и будет после. Речь идёт о том, что именно эта история началась до первой страницы текста, и теперь подошла уже практически к кульминации, или, во всяком случае, к месту, где активно действуют и играют все персонажи.
Может, со мной не все согласятся, но я понимаю этот термин именно так. И дальше именно про такое понимание буду рассказывать.
В таком смысле противоположность in medias res - это "мир-картинка", мир, в котором действия героев происходят на фоне застывшего окружения.
In medias res очень популярно в ролевых играх, скажем, так начинаются многие классические нарративы D&D. В литературе, особенно в фэнтези, такое начало встречается реже. Родоначальник жанра, лорд Дансени, обожал "миры-картинки", и в его "Дочери короля эльфов" эльфийский мир выведен таким нарочито и осознанно. Вне вмешательства героев-людей там никогда ничего не происходит, всё погружено в зачарованный сон.
Отошли от этого, но не дошли до in medias res Льюис и Толкиен. Их повествование разворачивается постепенно и не торопливо (если не согласны - комментируйте, я буду рад услышать другую точку зрения!). Даже дерзкие новаторы жанра, вроде Батчера и его "Досье Дрездена" предпочитают постепенное развитие. Пожалуй, только Кук с его частным детективом Гарретом в какой-то мере представляет собой исключение, но в детективах in medias res предполагается самим жанром - сыщик расследует предступление после его совершения, и восстанавливает то, что было до. Из известных мне авторов только Ник Перумов в "Гибели Богов" прибег к этому приёму, причём с исключительной силой - вы до последних 5% текста так и не будете уверены, что же происходило всё это время, и кто за кого воевал, а кто только притворялся. Но другие книги этого же автора построены уже не так.
Почему же приём не нашёл популярности в фэнтези-литературе, будучи довольно популярным в фэнтези-играх? Я думаю, дело в том, что начать историю с середины можно только там, где читатель уже представляет себе мир, как говорится, "сеттинг". В D&D сеттинги стандартны, и после нескольких игр участники уже вполне понимают контекст и о чём речь. А в фэнтези-литературе принято строить новые миры. Их правила надо объяснять, и пока знакомство с миром не проведено, за сюжетом читатель может следить лишь отчасти. Иногда это хорошо работает (см. на моём канале статью про Тэда Уильямса, скажем), но только в ограниченном масштабе. Когда целый колоссальный сюжет проходит мимо тебя... ну, люди просто не станут такое дочитывать. Слишком сложно, грубо говоря. Причём сложность эта будет надуманной - ведь всё затевалось ради быстроты погружения. Поэтому, я думаю, in medias res хорошо для тех случаев, когда читатели погружаются в уже хорошо знакомый им мир.
Эффектное начало: что такое "in medias res"?
8 мая 20208 мая 2020
213
4 мин
4