Во всём мире распространён один принцип управления, который фактически является общественным договором между властями и жителями страны.
Это принцип надлежащего управления.
Одной из главных проблем является слабая ротация кадров. Зачастую один человек может занимать должность на протяжении всего срока государственной службы. Другая проблема проявляется нередко в отсутствии какой-либо ответственности руководителей за принятые решения.
Большое влияние на качество управления оказывает сложившаяся в России система «кумовства». Мы все знакомы с этим, когда на должность назначают не по личным качествам и способностям, а по степени родства или степени знакомства. Притом отсутствует желание со стороны официальных властей изменить сложившуюся ситуацию.
Именно с этими проблемами может бороться принцип надлежащего управления.
Термин «good governance» не имеет общепринятого перевода и эквивалента в русском языке. В настоящее время данный термин имеет следующие варианты перевода:
- качество государственного управления;
- надлежащее управление;
- порядок во власти, управлении, эффективное управление.
В определении, предлагаемом Всемирным банком, «Good governance» выражается
в прогнозируемом, открытом и просвещенном политическом курсе; бюрократии, ориентированной на профессиональные идеалы; исполнительной власти, ответственной за свои решения; сильном гражданском обществе, принимающем участие в общественных делах, и поведении всех граждан в соответствии с верховенством закона.
Надлежащее управление содержит в себе ряд принципов. Общепризнанного состава принципов в настоящее время среди государств и международных организаций не сложилось.
В Европейском союзе в документе «European Governance. A White Paper» принцип надлежащего управления состоит из следующих составляющих: открытость (openness), принцип участия (participation), подотчетность (accountability), эффективность (effectiveness), слаженность (coherence).
Открытость
Означает, что государственные институты должны работать в открытой манере. Вместе со всеми регионам и обществом они должны активно взаимодействовать по вопросам, обсуждаемым и принимаемым на государственном уровне. Государственные институты должны использовать язык, который доступен и понятен широкой общественности. Это особенно значимо в целях восстановления и улучшения доверия государственным институтам.
Участие
Означает, что качество, соответствие и эффективность стратегии зависят от того, насколько широко принимают участие различные институты в принятии решений. Улучшение в участии ведет к большему доверию к конечному результату и государственным институтам, проводящим политику. Участие зависит от исполнительных органов власти, включающих подобный подход при разработке и реализации политики соответствующей территории.
Подотчетность
Означает, что роли законодательной и исполнительной власти должны быть ясными. Каждый из государственных институтов и органов России должен разъяснять и брать ответственность за то, что они делают.
Эффективность
Означает, что политический курс должен быть эффективным и своевременным. Он должен представлять то, что необходимо в настоящий момент обществу, основываясь на четких целях, оценке последующего эффекта и, где возможно, прошлом опыте. Эффективность также зависит от реализации политики России в пропорциональной манере и принятии решений на наиболее подходящем уровне.
Слаженность
Означает, что политический курс и их действия должны быть согласованными и легко понимаемыми. Слаженность требует политического лидерства и сильной ответственности государственных институтов для уверенности адекватного подхода к комплексным системам.
В следующих постах я расскажу вам, как это все можно применить к российским реалиям.