В сказке братьев Гримм «Двенадцать танцующих принцесс» обеспокоенный король ставит перед князьями своего королевства задачу разгадать тайну его 12 измученных дочерей - они спят весь день, и каждое утро их туфли обнаруживаются у их изношенных кроватей.
Если принц добьется успеха, он будет претендовать на руку принцессы по своему выбору и корону короля, когда умрет. Если он потерпит неудачу, принц умрет.
После того, как череда принцев терпит поражение от принцесс и теряет свои головы, вернувшийся солдат, ведомый помощью пожилой женщины, которую он встречает в лесу, разгадывает тайну.
Эта сказка всегда казалась мне одной из самых загадочных из всех сказок. Это не имеет очевидной морали: не танцуй всю ночь в подземных королевствах, если только ты не хочешь выйти замуж за вернувшегося старого солдата? Если вы молодой принц, ищущий приключений, не принимайте таинственные вызовы без помощи старой женщины в лесу?
И все же ее способность пленять сохраняется. Это одна из любимых сказок моих дочерей – принцессы, летящие вниз по потайной лестнице в полуночное королевство, озеро, которое нужно пересечь, огромное количество принцесс (не одна или две, а 12) и незаконные, ночные, Зачарованные танцы.
И поэтому, возможно, пытаясь выяснить, какова сила этой истории, я упускаю ее смысл.
И все же недавно, во время очень долгого полета на самолете, я посмотрел турецкий фильм "Мустанг" (2015) режиссера Дениза Гамзе Эргювена, и вдруг двенадцать танцующих принцесс начали обретать смысл.
Сначала меня поразило сходство Мустанга с девственницами-самоубийцами. В обеих историях пять прекрасных сестер на пороге женственности оказываются в плену у своих семей.
В основе всех трех историй лежит пленительная, чарующая сила лиминальной женской сексуальности. И сдерживание этой силы.
Девственницы-самоубийцы это экранизация романа Джеффри Евгенидеса, написанная Софией Копполой в 1999 году. Это история о пяти обреченных сестрах Лисбон, живущих в пригороде Америки, рассказанная с точки зрения группы молодых людей, которые знали девушек, но никогда не могли понять тайну их жизни или их смерти. Это странная и таинственная история-она сталкивает прекрасное воспоминание о сестринстве и подростковой сексуальности с трагедией самоубийства.
Эта озабоченность отношением женской сексуальности к смерти является непреходящей. В одном из древнейших греко-римских мифов прекрасная Персефона, дочь Деметры, богини плодородия и урожая, похищена Гадесом, богом подземного мира. Единственный бог, который поможет убитой горем Деметре, - это Геката, богиня магии и Луны: она говорит Деметре, что Гадес похитил Персефону. Деметра проклинает землю, чтобы она увяла и умерла. Зевс и Деметра заключают сделку, и Гадес соглашается отпустить Персефону на восемь месяцев в году. Деметра и Персефона примиряются в Элевсине, и Геката становится ее наставницей. Фертилити и ее дочь, теперь отброшенные тенью смерти, примиряются в месте глубокой тайны.
Мустанг-это история, в которой есть смерть, но она определенно о жизни. В этом фильме почти нет смысла загадывать: похожий на транс, воздушный саундтрек-Эд дум пяти сестер в "девственных самоубийствах" основан на грязи, морской воде и футбольных матчах.
Под жарким турецким солнцем мы наблюдаем за пятью длинноволосыми, томными сестрами, заключенными в тюрьму за безрассудную пьянку с маленькими мальчиками их строгим дядей. Их наказание - ранний брак.
Но на этот раз младшая сестра, в отличие от несчастной Сесилии Девственницы-самоубийцы, чье самоубийство спровоцировало смерть ее сестер, - выжила, сбежала. И чего же она жаждет, что является ключом к ее переходу из дикой девушки в женщину? Это и есть знание. Она ищет и находит убежище в доме бывшего школьного учителя в Анкаре.
Сидя, сгорбившись, в своем маленьком уголке Аэробуса, я думал о своих дочерях, их слишком длинных волосах и похороненном послании двенадцати танцующих принцесс.
Бруно Беттельгейм придерживается мнения, что волшебные сказки готовят наших детей к психологическим и физическим трудностям жизни – от опасности наполненного волками леса до ненадежности бедных, голодных родителей.
Были ли двенадцать танцующих принцесс каким-то образом внушать моим дочерям тревожные подсознательные психические сообщения об их сексуальности, или элемент, который пронзил их, был просто идеей 12 сестер-принцесс, танцующих в волшебном королевстве ночь за ночью?
В "морфологии народной сказки" Проппа он выделяет повторяющиеся сюжетные паттерны, которые сформировали то, кем мы являемся, рожденные древним ритуалом и глубоко укоренившимися человеческими потребностями. Но он также говорит о том, как новые способы жизни сформировали и переформировали эти истории, потому что почва, которая создала старые истории, отличается от почвы, которая создает эти новые.
Мустанг, девственница-самоубийца и двенадцать танцующих принцесс были выращены на совершенно другой почве. В то время как все трое празднуют дикий отказ от зарождающейся сексуальности молодой женщины, Мустанг сердито и шумно напоминает нам, что целью для молодой женщины с чрезмерно длинными волосами не обязательно должна быть смерть или брак, но хорошее образование.