Найти тему

Кейс, как сотрудник может подсидеть своего руководителя, саботируя работу отдела

Я очень жалею, что многие руководители digital-агентств и веб-студий или вообще не имеют опыта наёмной работы, или работали наёмным сотрудником так давно, что совсем забыли об этом. Взгляд на решения руководства с другой стороны может многое прояснить. Например, причины и суть саботажа

В отделе контекстной рекламы одного прекрасного агентства работала замечательная девушка Ольга. Она обладала рядом неоспоримых достоинств: была умна, компетентна, общительна, терпелива и амбициозна – уникальное сочетание личностных качеств

Наблюдая работу Олега – своего руководителя – Ольга в какой-то момент поняла, что вполне может справиться с его обязанностями. Через два месяца после появления идеи она уже не выносила этого надменного, самовлюбленного, глупого и не разбирающегося в деталях индивидуума. Проблема заключалась в том, что Олега уважал Евгений – генеральный директор агентства. Да и, положа руку на сердце, Олег с делами справлялся неплохо

Ольга осознала, что прямой атакой Олега не свалить. Она занялась саботажем

  • Она участвовала во всех совещаниях, на которые ее звали, и всеми силами старалась попасть на брифинги, в которых ей не полагалось присутствовать. На встречах вела себя активно
  • Помогала сотрудникам советом, не рассказывая при этом, чем объясняется выбор того или иного варианта или инструмента. Это позволило наладить с коллегами очень хорошие отношения и заслужить в коллективе статус эксперта
  • Ольга поддерживала чужие идеи, особенно, когда ответственность за выполнение лежала не на ней
  • Сама на себя ответственность брала неохотно, всеми силами старалась передать выполнение задач кому-нибудь другому
  • Брала на себя организационные задачи отдела, включалась в разработку регламентов, шаблонов и чек-листов
  • По организационным задачам, которыми она занималась, велась бурная работа, однако сроки сдачи все время переносились
  • В том, что сроки переносятся, все время был кто-то виноват: соседний отдел, который вовремя не предоставил информацию, коллега, который неправильно оценил объем задач, другой коллега, с которым никак не удается договориться и т.д.
  • Ольга никогда при свидетелях не называла точных дат завершения работ. Наедине с руководителем она охотно обсуждала сроки, но при свидетелях на вопрос «Когда?» всегда отвечала расплывчато
  • Она постоянно была занята, просто завалена работой
  • Если даже она неожиданно завершала какую-то часть проекта, в работе всегда находились мелкие нестыковки, исправление которых все время затягивалось
  • Ольга дружила со всеми, но ни с кем не откровенничала. Она предпочитала задавать вопросы, а не рассказывать о себе. Понятно, что никто в компании не был в курсе ее задумок

Через два месяца отдел Олега начал хронически заваливать сроки, Олег краснел перед Евгением и всё больше терял авторитет. Олег пытался исправить ситуацию, забирал у Ольги задачи, но это ни к чему не привело. Все сотрудники на словах поддерживали Олега, помогали ему, но дело не двигалось. Олег чувствовал, что тонет в болоте. Через полгода ему надоело, и он уволился. Догадаетесь, кто занял его место и возглавил подразделение?

На мой взгляд, саботаж – это одна из самых серьезных проблем, с которой может столкнуться руководитель любого уровня. Дело в том, что саботаж трудно распознать и, соответственно, с ним тяжело бороться. Ключевое отличие саботажника от некомпетентного сотрудника – это наличие злой воли. Неподготовленный специалист ошибается по незнанию, а саботажник – потому что хочет ошибиться

Как справляться с саботажем?

С помощью системного менеджмента, как ни занудно это звучит. Чем менее понятны правила игры, чем более "мутна вода" в компании, тем чаще появляется саботаж и тем труднее его поймать и с ним справиться

  • Разграничьте обязанности между сотрудниками
  • Не позволяйте людям, не связанным с проектом, подключаться к его обсуждению или выполнению
  • Проанализируйте бизнес-процессы, найдите узкие зоны, логические циклы и другие проблемные этапы. Исправьте их
  • Дайте сотрудникам возможность безопасно давать обратную связь по работе коллег и руководителей (например, проведите оценку 360)
  • Составьте систему грейдов, давайте амбициозным возможность расти 
  • При контроле, учитывайте не только сроки выполнения задач, но и даты их постановки

В лечение саботажа нет готовой схемы. Одно могу сказать точно – если вы узнали в характеристике Ольги кого-то из своих подчиненных – забудьте о спокойной жизни, против вас ведется игра. Ну а если вы решили сыграть в эту игру сами… Я не указала в описании несколько важных моментов, чтобы не упрощать интригану задачу. Мне подобное поведение не по сердцу, хотя я и понимаю, что это один из наиболее эффективных методов корпоративной борьбы

Каждый получает то, что заслуживает