Найти тему

Почему я боюсь стать отцом

фото Katerina Apel
фото Katerina Apel

Многих бездетных людей, подходящих к рубежу тридцатилетия, мучает вопрос о деторождении — на фоне того, что отношение к родительству в современном мире меняется, пересматриваются нормы воспитания, повышается общий уровень ответственности и при этом растет желание «жить для себя», принять решение о расширении семьи бывает непросто. Австралиец Джон Эгню написал для PopSugar колонку, в которой честно признался в том, что боится становиться отцом и объяснил, почему это так.

Мои друзья недавно приняли важное для отношений решение — то, которое требует большого терпения, ответственности, любви и умения находить компромиссы. Решение завести еще одного члена семьи. Как его зовут? Джози, это старая английская овчарка. Неуклюжий, сильно линяющий комок радости.

Несмотря на то, что Джози весит раз в десять больше, чем новорожденный, и не имеет ни физического, ни поведенческого сходства с ребенком (ну разве что кроме обильного слюнотечения), ее появление в жизни моих друзей, возможно, стало реальным шагом на пути к родительству. Эта моя гипотеза получила подтверждение, когда «папа» Джози, мой друг, пожаловался мне, что питомица «капризничает».

В какой-то степени я разделяю эти чувства. Я очень хочу собаку, у меня в сердце дыра в форме собаки, и, возможно, таким образом проявляются более глубокие переживания и чаяния, связанные с желанием завести настоящего ребенка.

Мы с моей девушкой всегда любили собак и всегда обращали на них внимание на прогулках. Но теперь это увлечение стало куда более неистовым. Невинное общение с чужими собаками привело к тому, что теперь мы часами зависаем на сайтах собачьих приютов и отправляем друг другу сообщения с описаниями потенциальных питомцев (Орео, трехлетний шнауцер, не очень хорошо уживается с другими собаками).

Может ли появление этой страсти свидетельствовать о том, что мы готовы стать родителями? Как я могу сравнить сложность создания новой жизни с поиском объявлений о бодром, но удобным в содержании джек-расселом?

Часики тикают, кажется, уже пора. По статистике, большинство женщин в Австралии беременеют примерно в районе 30 лет. Я, моя девушка и многие наши друзья, мы все приближаемся к этому возрасту. Многие уже женаты, а некоторые даже собираются завести свое собственное чудо.

Поскольку я хронический аналитик, мысль о том, что я стремительно приближаюсь к одному из ключевых столпов взрослой жизни, заставляет меня нервничать. Готов ли я к тому, чтобы окончательно повзрослеть? Завести ребенка, что, серьезно? О чем я вообще думаю? В основном вот о чем:

  • Дни, которые можно было свободно и легко потратить на путешествия, тусовки с друзьями и залипание на сериалах, сочтены. По сути, все свободное время придется посвящать ребенку.
  • Моей девушке придется девять месяцев страдать от всяких болей, тревожности и стресса — только ради того, чтобы окунуться в еще больший ад после рождения ребенка. А мне достанется роль хорошего мальчика на побегушках. Эта мысль меня преследует.
  • Я не могу нормально заботиться даже о цветке в горшке.
  • Говорят, что воспитание двоих детей до момента, пока они не закончат школу, обходится в среднем в 400 тысяч долларов. А есть ведь еще ипотека и общие расходы на жизнь. Как это вообще возможно? Может, есть какие-то чит-коды?
  • Сон… Есть сведения, что в первое время у молодых родителей его почти нет.

Конечно, с рациональной точки зрения все это можно себе объяснить и более или мене успокоиться. Какой тогда мой самый большой страх? Ничего особенного. Всего лишь: а что, если я стану плохим отцом?

В поисках поддержки я обратился к своему отцу (он слишком деликатный и милый, чтобы говорить в лицо собственному ребенку о сожалении в связи с тем, что он стал отцом). Он стал родителем довольно рано — четверо из пяти его детей были зачаты до того, как ему исполнилось 30. Неудивительно было услышать от него такие слова: «Вырасти, жениться и завести детей было столь же естественно, как каждый день наблюдать восход солнца».

Его два самых больших страха были такими: он боялся, что еще не готов завести детей, так как был очень молод, и переживал, что не сможет полюбить детей, когда они родятся.

«Внушать тебе мысль о том, что с рождением детей ничего не изменится, было бы неправильным. Все меняется», — ответил мне отец. «Появление детей, конечно, изменит твою жизнь. Но даже сам простой факт того, что они у тебя есть, — это хорошая компенсация за эти изменения. Ты сможешь видеть, как они растут, как строят свою жизнь и принимают собственные решения по мере взросления», — вот что он сказал.

Звучит очень хорошо, но нет ли тут подвоха? Может, отец смотрит в прошлое сквозь розовые очки? Мне нужен был кто-то более измотанный деривацией сна, то есть молодой отец. Я позвонил приятелю, у которого всего месяц назад родился ребенок. «Конечно, все боятся, что жизнь изменится. Но я обрадовался тому, что теперь можно сосредоточиться на чем-то другом», — сообщил он мне. Может, он и прав. Тем более, что недавно вышло исследование, в котором говорится, что семьи с детьми счастливее бездетных, поскольку дети добавляют жизни смысла. И речь идет не только о личном счастье, но и счастье всех членов семьи.

И конечно, мужские страхи не сравнятся с тем, через что приходится проходить женщинам. Мысль о том, что все это можно поделить поровну, далека от истины. Но тем не менее, мои страхи со мной, и они остаются страхами. И если вы, как и я, чувствуете их, то какие у нас варианты? Вы можете принять тот факт, что изменения неизбежны. Точно так же, как и ваши представления о хорошо проведенном времени меняются с возрастом — от танцев в прокуренном клубе до шести утра до тихих посиделок с бутылочкой красного и близкими друзьями, изменятся и представления о компромиссах и ответственности. Или вы просто не захотите детей, это не мое дело. Но прежде всего, просто говорите о своих страхах — с отцом, мамой, друзьями, партнершей. Мне это немного помогло успокоиться. Конечно, ребенка я пока завести не готов, но уже готов завести собаку. Крошечные шаги сделаны.