Найти в Дзене
antyhype science

Западные окраины Российской империи

Западный край (жёлтый цвет) на фоне границ Речи Посполитой 1772 года
Западный край (жёлтый цвет) на фоне границ Речи Посполитой 1772 года

Традиционно, к Западному краю относят утраченное при I разделе (1772) Инфлянтское воеводство, северную часть Полоцкого воеводства, Мстиславское воеводство, Витебское воеводство и северо-восточную часть Минского воеводства (около 92 тыс. км²). Утраченное при II разделе (1793) Киевское воеводство, Брацлавское, часть Подольского, восточная часть Волынского и Берестейского, остальная часть Минского и часть Виленского воеводств (около 250 тыс. км²). Утраченное при III разделе остальные земли Великого княжества Литовского и земли на восток от Буга (около 120 тыс. км²) и Белостокская область присоединённая Россией по Тильзитскому миру в 1807 году. Составляет более 462 тыс. км². То есть «Западный край» — бывшие территории Речи Посполитой, вошедшие в состав Российской империи в период от Первого раздела Речи Посполитой (1772) до Тильзитского мира (1807), а также присоединённый во второй половине XVII века район Киева, и составившие к началу XX века девять губерний.

Три раздела союза Польши и Литвы на одной карте
Три раздела союза Польши и Литвы на одной карте

Следует отметить, что российская элита воспринимала Царство Польское как часть территории империи, вошедшую в ее состав в результате завоевания. Законность этого завоевания была признана в 1815 г. международным правом. Литва и Белоруссия, не принадлежавшие к этнической Польше, вошли в состав Российской империи посредством мирного присоединения, также получившего международное правовое признание. Как отмечает Б.Н. Миронов, Россия не воевала с латышами, литовцами, белорусами и украинцами, что способствовало их мирному вхождению в состав империи. Против российского господства в Литве и Белоруссии в 1794 и 1830-1831 гг. восставала только польская шляхта, доказывая историческое и политическое право Речи Посполитой владеть землями бывшего Великого княжества Литовского.

Против российского господства в Литве и Белоруссии в 1794 и 1830-1831 гг. восставала только польская шляхта, доказывая историческое и политическое право Речи Посполитой владеть землями бывшего Великого княжества Литовского. Этот важный социально-политический фактор, помноженный на практическое отсутствие исторических исследований и точных сведений об этническом и конфессиональном составе местного населения, способствовал формированию «государственнических и династических» представлений о том, что Западный край – это «часть Польши». В дореформенный период земли бывшего Великого княжества Литовского, вошедшие после разделов Речи Посполитой в состав Российской империи, официально именовались «западными губерниями» или «губерниями, от Польши возвращенными».

Украинцы, 1841 г.
Украинцы, 1841 г.

Основное население Западного края Российской империи — украинцы, белорусы и литовцы. Жили также поляки, евреи, русские, немцы, латыши и другие народы. Большая часть населения рассматриваемого нами региона исповедовали христианство католического толка. Католическое население компактно проживало в Ковенской губернии, в западной части Виленской, Витебской и Гродненской губерний. На втором месте – православие. Лица православного исповедания населяли почти всю Белоруссию и значительную часть Литвы. Также часть населения исповедовали ислам (татары (польско-литовские)), иудаизм (евреи) и т.д.

В целом, cтоит отметить, что религиозная политика Российской империи в отношении различных конфессий в западном крае, если так можно выразиться, была толерантна. В то же время, присоединение Грузии закончилось лишением автокефалии и включением грузинской православной церкви в состав РПЦ на правах автономии. Население Западного края Российской империи не ущемлялось в правах и имело свободу вероисповедания. Стоит также отметить, что всё-таки Православная церковь была выше и была способна оказывать сильное влияние на население присоединенных земель. К тому же, принятие православия давало возможность бывшей элите Речи Посполитой войти в состав элиты Российской империи и занимать достойное и материальновыгодное положение в государстве. Модус религиозности (сначала для православных, а затем и для верующих иных конфессий) выступал важнейшим критерием преданности самодержавному монарху.

«Покой царит в Варшаве». Сатирический рисунок Чарльза Джозефа де Вильерса
«Покой царит в Варшаве». Сатирический рисунок Чарльза Джозефа де Вильерса

Ситуация резко изменилась в 30-е гг. XIX века. В 1830-1831 гг., под лозунгом восстановления независимой «исторической Речи Посполитой» в границах 1772 года, произошло восстание против власти Российской империи на территории Царства Польского, Северо-Западного края и Правобережной Украины. Его предпосылками, причинами и поводом восстания были: разочарование поляков в либеральной политике Александра, нарушение русским императором некоторых пунктов польской конституции, революционные настроения, витавшие по всей Европе и всё ещё популярная среди поляков идея возрождения Речи Посполитой в прежних границах.

Последствия восстания были для Польши весьма плачевными: Польша лишилась своей конституции, сейма и армии; на её территории была введена новая административная система, фактически означавшая ликвидацию автономии. Кроме того, стоит отметить, что в системе административных мер, введённых правительством и генералгубернаторами в Северо-Западном крае можно выделить три основных направления. Первое — надзор губернаторов над римско-католическим духовенством в форме контроля над поездками духовенства и монашества за пределы своих приходов и монастырей, назначением ксендзов на приходы и административные церковные должности, поступлением в монастыри и духовные семинарии, содержанием проповедей священников и т. д. В качестве мер административного наказания за правонарушения со стороны духовенства губернаторы применяли практику наложения денежных штрафов, отстранения ксендзов от должности или перемещения их на другие приходы. Второе — меры по ограничению ритуально-обрядовой составляющей римско-католического культа. Были упразднены католические братства при костелах, запрещены крестные ходы вне костёлов, самовольная постановка римско-католических крестов на полях и дорогах и т. д. Третье — контроль губернских властей за ремонтом и строительством костёлов и часовен.

Рисунок на обложке фотоальбома «Русские баптисты», посвященный введению веротерпимости. Указанная на рисунке дата 12 декабря 1904 года — дата выхода императорского высочайшего указа Правительствующему Сенату «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», содержащего указание закрепить «терпимость в делах веры». В развитие этого указа в 1905 году был выпущен еще один более известный «Указ Об укреплении начал веротерпимости». В результате преследования неправославных в Российской империи на несколько лет ослабли.
Рисунок на обложке фотоальбома «Русские баптисты», посвященный введению веротерпимости. Указанная на рисунке дата 12 декабря 1904 года — дата выхода императорского высочайшего указа Правительствующему Сенату «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», содержащего указание закрепить «терпимость в делах веры». В развитие этого указа в 1905 году был выпущен еще один более известный «Указ Об укреплении начал веротерпимости». В результате преследования неправославных в Российской империи на несколько лет ослабли.

Цель нового политического курса по отношению к местному католицизму в 1864–1868 гг. заключалась в том, чтобы с помощью чрезвычайных мер упразднить потенциальную опасность появления новых антироссийских выступлений с участием представителей католического клира. Усиление социальных позиций Православной церкви в западных епархиях должно было способствовать формированию устойчивой русской идентичности православного крестьянского населения, которое рассматривалось после восстания 1863 г. в качестве основной опоры правительства в этом регионе. Интересы местного католицизма, последовательно и настойчиво отстаивавшего польскую идентичность своей белорусской и литовской паств, и политика интеграции, осуществляемая правительством, находились в постоянном противоречии. В связи с этими обстоятельствами системная русификация края и проблемы веротерпимости оказались взаимосвязанными.

В основе того, как имперская власть использовала религию для проверки и укрепления лояльности подданных, лежал своеобразный институциональный и культурный механизм — сочетание принципов дисциплинирования (конфессионализации) и дискредитации. В конфессиональной политике Российской империи эти два принципа находились не столько в положении чередующихся альтернатив, сколько в отношениях взаимозависимости и даже взаимообратимости. Конфессиональная дисциплина определялась через просвещенческие ценности: рациональное управление, социальную «полезность» клира, вероисповедную грамотность мирян, сознательный характер молитвы. Дискредитация же увязывалась с противостоянием «регулярного» государства клерикализму и теократическим настроениям в духовенстве («папежскому духу», по выражению Феофана Прокоповича), а также с борьбой против растяжимо понимаемых «суеверий».

Феофан Прокопович. Парсуна. Середина XVIII века
Феофан Прокопович. Парсуна. Середина XVIII века

Таким образом, на основе анализа прочитанного материала и вышесказанного в данном эссе, с большой долей вероятности можно говорить о том, что западные окраины были наиболее плотно заселенной и развитой в экономическом отношении частью Российской империи. Интенсивность политических процессов на этих землях также была несравненно выше, чем в других частях империи. Это было обусловлено этническим и этнокофессиональным разнообразием населения, поживающего на бывшей территории Речи Посполитой. Эволюция имперской системы управления в XVIII-XIX вв. и существовавшая в рассматриваемый нами период религиозная проблема, а также попытки ее разрешить, так или иначе способствовали и в то же время ограничивали ход этногенетических процессов народов Западной окраины Российской империи, что в конечном итоге оказало значительное влияние на исход событий начала XX века.

(c) Шишка Е.А.

https://vk.com/uhist - "История Украины"

https://www.facebook.com/groups/899402453852394/

https://vk.com/mongols_and_rus - "Монголы и Русь"

https://www.facebook.com/groups/mongols.and.rus/