Европейское политическое, социальное и медийное общество, включая Германию, выстраивается против ключевого элемента плана экономического восстановления, предложенного президентом Европейской комиссии Урсулой Фон Дер Ляйен, чтобы комиссия собирала деньги на финансовых рынках, используя гарантии, которые будут предоставлены членами ЕС, повышая потолок того, сколько они могут внести в бюджет ЕС. Большая часть этих денег, вероятно, пойдет в южноевропейские страны, такие как Италия и Испания, которые сильно пострадали от пандемии и имеют ограниченное финансовое пространство для маневра.
Но хотя комиссия еще не представила официального предложения, этот центральный элемент плана уже сталкивается с глубоким скептицизмом со стороны Берлина, Вены, Стокгольма, Хельсинки и Гааги, что еще раз подчеркивает разрыв между Севером и Югом, когда речь заходит о вопросах финансовой солидарности ЕС.
Фон дер Ляйен сказала, что восстановительные фонды, которые, как она предполагала, принесут не менее 1 трлн. евро инвестиций, будут представлять собой смесь грантов и кредитов. Но при этом возникает вопрос о том, как будут погашаться деньги, взятые с рынков, если они будут предоставлены странам в качестве субсидий.
“Есть идея, что большая часть денег должна быть просто распределена в виде гранта. Другими словами, будет долг", - сказал дипломат из северной страны ЕС, поднимая вопрос о том, кто будет нести ответственность за этот долг.
"Мы готовы смотреть на все, но долговое финансирование грантов на данном этапе кажется слишком далеким мостом", - заявил голландский чиновник. Идея использования заемных средств для предоставления грантов также вызвала юридические проблемы. В соответствии с договорами ЕС долгосрочные расходы бюджета ЕС не могут превышать его ресурсов.
В то время как некоторые официальные лица подняли вопрос о перспективах получения очень долгосрочных кредитов, которые не должны были бы погашаться в течение десятилетий, дипломат сказал, что это "невозможно, что было бы против договоров ЕС", и добавил: "не может быть никакого взаимного долга, пока не произойдет изменение договора, которое приведет к глубоко интегрированному финансовому союзу с демократическим надзором."
Комиссия, по-видимому, попыталась снизить ожидания в отношении новых элементов плана, указав при этом, что семантика, скорее всего, будет чувствительной, А главный пресс-секретарь Эрик Мамер сообщил журналистам, что эти планы больше не будут называться Фондом восстановления.
Северный ветер
Большая проблема для комиссии заключается в том, что многие страны утверждают, что деньги, заимствованные на рынках, должны использоваться для займов, а не для субсидий. Южноевропейские страны, тем временем, утверждают, что кредиты увеличат их долговую массу и тем самым нанесут ущерб их долгосрочным экономическим перспективам.
Один австрийский чиновник, выступая на условиях анонимности, заявил, что должен быть найден компромисс, который работает для всех членов ЕС, но Вена "решительно поддерживает подход заимствования-кредитования".
Анжелика Винциг, возглавляющая делегацию правящей Народной партии Австрии в Европарламенте, заявила, что ее партия поддерживает "полную солидарность" в кризисе, но заемные деньги должны быть возвращены.
"Привлечение средств на финансовых рынках является одним из возможных вариантов приобретения необходимых средств для оказания помощи государствам-членам, которые особенно сильно пострадали от кризиса. Но мы должны настаивать на том, что страны, получающие помощь в восстановлении, вернут ее в определенный момент времени, когда восстановление будет успешным. Солидарность - это не улица с односторонним движением", - сказала она.
Стокгольм следует той же линии. "Позиция Швеции в отношении фонда восстановления заключается в том, что он должен предоставлять кредиты, а не гранты", - заявил на прошлой неделе шведский чиновник.
Один голландский чиновник заявил, что Гаага скептически относится к использованию кредитов для финансирования грантов. "Мы готовы смотреть на все, но долговое финансирование грантов на данном этапе кажется слишком далеким мостом", - сказал чиновник.
"Прежде чем ЕС прибегнет ко всем новым методам финансовой алхимии, рычагам и облигационным конструкциям, нам, наконец, нужна ясность относительно того, для чего все эти деньги должны быть использованы.- Экхардт Реберг, представитель ХДС по бюджету
Хельсинки разделяет эту точку зрения, но звучит более открыто для компромисса. “Мы предпочитаем кредиты, но открыты для рассмотрения комбинации кредитов и грантов", - сказал финский чиновник. "Проблема с кредитами заключается в том, что они увеличивают долг наиболее задолжавших стран, но проблема с грантами заключается в том, что они оставляют бюджет ЕС постоянно дефицитным или требуют реальных денежных взносов в будущем."
Должностные лица комиссии настаивают на том, что они найдут творческий компромисс, соответствующий законодательству ЕС, и что они упорно работают над созданием плана, учитывающего интересы всех стран-членов.
Проще говоря, европейские страны не могут между собой договориться и находятся в нестабильной фазе развития, которая может повлиять на детальнейшее развитие союза.
Уважаемые друзья, ставьте лайки, делитесь комментариями. Общение с умными людьми всегда на пользу.