Найти в Дзене

Имя существительное в художественном тексте

Оглавление

Приветствую вас, мои друзья. Сегодня вторая статья, посвящённая месту имени существительного в тексте. У тех, кто читал первую статью на эту тему, возможно, сложилось впечатление, что в литературном стиле существительное менее значимо, чем в деловом (канцелярском) или в научном. И, конечно, стало обидно за такую важную часть речи. Но всё не так грустно, даже наоборот. Имя существительное в литературном стиле выполняет больше функций, чем в деловом и научном.

Информационная функция

Это основная функция имени существительного, которую оно выполняет в любом стиле. Собственно, именно за предметность и информативность так любят эту часть речи учёные и канцелярские э-э-э… деятели.

В художественном тексте предметность тоже важна, ведь существительное несёт информацию о самом важном – о мире, о герое, о вещах и явлениях. Конечно, есть даже небольшие рассказики, составленные из одних глаголов. Но это так, развлечения ради. А нормально никакую информацию без существительного не передашь.

Эстетическая функция

Вот это уже имеет отношение только к художественному тексту. Украшательство ни в канцелярских бумагах, ни в научных трактатах не приветствуется.

Казалось бы, за «красивости» в тексте отвечают прилагательные. Но это только на первый взгляд. А на самом деле никакая метафора невозможна без участия имени существительного. Это же сравнение! Оно предполагает какой-то предмет, с которым сравнивают. И самые яркие, сочные, элегантные метафоры никогда не обходятся без имени существительного. «Яркий, как солнце ранним утром, как пламя свечи в темноте осенней ночи, как взрыв сверхновой, как сияние капельки росы на листе клевера, как глаза кошки во мраке прихожей» и т. д. Как тут обойтись без имени существительного?!

Художник Э. Кольер
Художник Э. Кольер

Эмоциональная функция

Глаголы тоже неплохо передают эмоции, но делают это путём прямого сообщения о переживаниях персонажей. А вот с существительными всё значительно интереснее. За счёт множества синонимов и большого количества разнообразных форм существительные могут передать самые тонкие оттенки чувств и отношений. И не просто сообщают информацию, а заставляют читателя самого почувствовать, ощутить, пережить эмоциональные состояния, связанные с описываемой ситуацией или с героем. «Рассвет пропах гарью и пылью, дымом пожарищ и ветром стылой тревоги. Безнадёжность, страх и отчаяние. И лишь где-то вдали едва тлеет огонёк надежды».

Особенно хорошо удаётся имени существительному, точнее, его разнообразным формам, передавать эмоциональную окраску одушевлённых объектов: кот, котик, котишка, котяра, котище, котофей, котёнок, катёночек, котейка, котёнчишка, котька и т. д.

Эмоциональность выражается и через синонимы, которыми богато имя существительное, а также через слова с ярко выраженной экспрессией: гад, изверг, паразит, мерзавец, дармоед, зараза, стервец, урод, обалдуй, каналья и т. д. И это только цензурные слова. Причём каждое из этих оскорбительных существительных имеет свой оттенок.

Худ. Эверт Кольер "Vanitas" ("Тщеславие")
Худ. Эверт Кольер "Vanitas" ("Тщеславие")

Функция передачи глубинных смыслов

Среди разнообразия имён существительных есть один очень интересный вид – это отвлечённые существительные. Они обозначают объекты и явления, которых в реальности не существует. Нет, имеется в виду не «эльф», «дракон», «орк» и т. д. Речь идёт об абстрактных понятиях.

В художественном тексте они играют важную роль, передавая самые сложные смыслы, раскрывая сущность бытия и бездны эмоций героев. Ну, посудите сами, разве может художественный текст обойтись без таких слов как «любовь», «ненависть», «дружба», «вражда», «совесть», «вера», «предчувствие», «свобода», «искренность», «ложь», «предательство» и многих других понятий. Они являются абстрактными, но способны поведать нам об очень важных и вполне конкретных вещах, раскрыть замысел автора, создать образ героя. А уж рефлексия точно без них никак не обойдётся.

Короче, всё что существует, описывает существительное. И что не существует, кстати, тоже. Проще придумать название какого-то фантастического животного, чем глагол, обозначающий его необычное передвижение.

До скорой встречи. Не скучайте, читайте интересные книги, и пишите не менее интересные.