Приветствую вас, мои друзья. Сегодня вторая статья, посвящённая месту имени существительного в тексте. У тех, кто читал первую статью на эту тему, возможно, сложилось впечатление, что в литературном стиле существительное менее значимо, чем в деловом (канцелярском) или в научном. И, конечно, стало обидно за такую важную часть речи. Но всё не так грустно, даже наоборот. Имя существительное в литературном стиле выполняет больше функций, чем в деловом и научном.
Информационная функция
Это основная функция имени существительного, которую оно выполняет в любом стиле. Собственно, именно за предметность и информативность так любят эту часть речи учёные и канцелярские э-э-э… деятели.
В художественном тексте предметность тоже важна, ведь существительное несёт информацию о самом важном – о мире, о герое, о вещах и явлениях. Конечно, есть даже небольшие рассказики, составленные из одних глаголов. Но это так, развлечения ради. А нормально никакую информацию без существительного не передашь.
Эстетическая функция
Вот это уже имеет отношение только к художественному тексту. Украшательство ни в канцелярских бумагах, ни в научных трактатах не приветствуется.
Казалось бы, за «красивости» в тексте отвечают прилагательные. Но это только на первый взгляд. А на самом деле никакая метафора невозможна без участия имени существительного. Это же сравнение! Оно предполагает какой-то предмет, с которым сравнивают. И самые яркие, сочные, элегантные метафоры никогда не обходятся без имени существительного. «Яркий, как солнце ранним утром, как пламя свечи в темноте осенней ночи, как взрыв сверхновой, как сияние капельки росы на листе клевера, как глаза кошки во мраке прихожей» и т. д. Как тут обойтись без имени существительного?!
Эмоциональная функция
Глаголы тоже неплохо передают эмоции, но делают это путём прямого сообщения о переживаниях персонажей. А вот с существительными всё значительно интереснее. За счёт множества синонимов и большого количества разнообразных форм существительные могут передать самые тонкие оттенки чувств и отношений. И не просто сообщают информацию, а заставляют читателя самого почувствовать, ощутить, пережить эмоциональные состояния, связанные с описываемой ситуацией или с героем. «Рассвет пропах гарью и пылью, дымом пожарищ и ветром стылой тревоги. Безнадёжность, страх и отчаяние. И лишь где-то вдали едва тлеет огонёк надежды».
Особенно хорошо удаётся имени существительному, точнее, его разнообразным формам, передавать эмоциональную окраску одушевлённых объектов: кот, котик, котишка, котяра, котище, котофей, котёнок, катёночек, котейка, котёнчишка, котька и т. д.
Эмоциональность выражается и через синонимы, которыми богато имя существительное, а также через слова с ярко выраженной экспрессией: гад, изверг, паразит, мерзавец, дармоед, зараза, стервец, урод, обалдуй, каналья и т. д. И это только цензурные слова. Причём каждое из этих оскорбительных существительных имеет свой оттенок.
Функция передачи глубинных смыслов
Среди разнообразия имён существительных есть один очень интересный вид – это отвлечённые существительные. Они обозначают объекты и явления, которых в реальности не существует. Нет, имеется в виду не «эльф», «дракон», «орк» и т. д. Речь идёт об абстрактных понятиях.
В художественном тексте они играют важную роль, передавая самые сложные смыслы, раскрывая сущность бытия и бездны эмоций героев. Ну, посудите сами, разве может художественный текст обойтись без таких слов как «любовь», «ненависть», «дружба», «вражда», «совесть», «вера», «предчувствие», «свобода», «искренность», «ложь», «предательство» и многих других понятий. Они являются абстрактными, но способны поведать нам об очень важных и вполне конкретных вещах, раскрыть замысел автора, создать образ героя. А уж рефлексия точно без них никак не обойдётся.
Короче, всё что существует, описывает существительное. И что не существует, кстати, тоже. Проще придумать название какого-то фантастического животного, чем глагол, обозначающий его необычное передвижение.
До скорой встречи. Не скучайте, читайте интересные книги, и пишите не менее интересные.