Предисловие.
Одним из итогов Великой Северной экспедиции, проведённой под руководством отважного капитана-командора Витуса Беринга и его соратников, стало открытие североамериканских земель: Аляски и ряда алеутских островов.
Территории, изобилующие пушным зверем и местными племенами, стали объектом изучения не только для разного рода учёных, но и для любителей подзаработать.
Всё это привело к конфликту между русскими промышленниками и коренным населением северо-западного американского побережья; к конфликту, окутанного разного рода легенд и в меру эпичных историй, о которых пойдет речь в этой статье.
Глава I. Затишье перед бурей
Первым звоночком, который вызвал небольшое подозрение к американским аборигенам со стороны русских, стало таинственное исчезновение пятнадцати моряков в 1741 году, высадившихся, предположительно, на острове Якоби. На острове проживало племя тлинкитов, агрессивно настроенное не только к русским, но и к своим соседям.
Помимо того, что русские колонисты и там и тут основывали свои торговые поселения, они ещё и приводили с собой заклятых врагов тлинкитов — чугачей и алеутов, бывшие рабами русских. Поговаривают, что нестерпев чужаков в своих землях, тлинкиты как-то отправились в набег на чугачей, по дороге наткнувшись на русский лагерь. Между тлинкитами и русскими с чугачами завязалась битва, которой, правда, не удалось превратиться в кровавую баню. Русские ружья не могли пробить деревянные доспехи тлинкитов и результатом побоища стали испорченное оружие и отношения.
Интересный факт: оружие тлинкиты закупали у англичан и американцев, видевших в русских угрозу своим колониям. За счёт индейцев британцы и янки старалась лишний раз не пускать русского медведя на американский континент.
Глава II. Первые звуки грома
На Лисьих островах проживали алеуты, также ставшие жертвами произвола русских промышленников. Жестокость, проявляемая при сборе ясака, не особо нравилась местному населению и они медленно копили весь гнев до поры до времени.
Последней каплей стало избиение розгами сына одного из алеутских вождей. Собрав около семиста человек, алеуты острова Уналашка в начале декабря 1763 года напали на промышленников и добытчиков пушнины, разбившихся на небольшие группы, уничтожили их имущество и сожгли корабли.
Некоему предпринимателю Коровину и ещё тринадцати людям удалось спастись, сесть на судно и попасть в ещё более неприятную ситуацию — осаду. Пробыв ещё около месяца на злосчастном корабле, Коровину и его чёртовой дюжине улыбнулась фортуна и они успешно перебрались на другое судно. Но удача сопутствовала им недолго — в конце апреля 1764 года они пустились в плавание и вскоре потерпели крушение на острове Умнак, где остатки их транспорта были сожжёны грозными алеутами. Построив байдару, «отряд» Коровина вновь отправился в плавание, но уже вдоль побережья острова, пока в августе 1764 года не встретили команду Степана Глотова. Вместе с экипажем корабля им удалось уничтожить четыре алеутских поселения на Умнаке, но со следующим — пятым им справиться уже не удалось, потерпев поражение от алеутов.
Окончательно подавить восстание удалось уже самому Глотову и передовщику* Соловьёву, которые в ходе карательных рейдов уничтожили почти все алеутские поселения на обоих неспокойных островах.
*передовщик — человек, высланный с какой-либо целью; старший в артельной работе
Глава III. Трёхлетняя буря
Если алеуты и были более покорны русским колонистам, то вышеупомянутые тлинкиты активно старались отвоевать родные земли. Предпосылкой будущего конфликта стало сражение на острове Хинчинбурк в 1792 году, где чуть не погиб губернатор Русской Америки — Александр Андреевич Баранов. Индейцы отступили, но русские взять остров под свой контроль не решились.
Русско-тлинкитская война (1802-1805 годы)
Июнь, 1802 год, остров Ситка. Около 600 индейцев под предводительством вождя Катлиана атаковала Михайловскую крепость. Дождавшись, пока всё её «население» уйдет на промысел, тлинкиты начали штурм крепости, в которой осталось пятнадцать несчастливчиков.
Разгромы продолжились. Попавшаяся индейцам по пути промысловая партия некоего Василия Кочесова была полностью уничтожена, а в ночь с 19 на 20 июня — атакованы и разгромлены те самые жители Михайловской крепости. Чуть позже, английскому бригу «Юникорн» удалось случайным образом обнаружить и спасти выживших ночной бойни.
Общие потери Русской Америки были достаточно велики: остров Баранова (или Ситка), 200 алеутов и 24 русских.
Русским удалось прекратить дальнейшее наступление индейцев, послав небольшой флот (в размере двух кораблей) к оставшимся важным территориям. Но ненадолго.
Сражение при Ситке.
Весной 1804 года на острове Кадьяк началась мобилизация: была собрана флотилия из 400 байдарок, на которых, вооруженные кремниевыми ружьями, луками и дротиками, находилось около 900 алеутов и эскимосов. Из всего количества байдарок на трёх из них красовались медные фальконеты. Чуть позже все эти суда были переведены в Якутат.
В июле, на остров Кадьяк прибыл участник кругосветного плавания — 14-пушечный шлюп «Нева» под командованием Юрия Фёдоровича Лисянского. Узнав о замысле Баранова и произволе, творимом тлинкитами, путешественник, не раздумывая, присоединился к освобождению Ситки.
Всё началась с осады индейской крепости, которая велась довольно вяло и безуспешно. Однажды русскому баркасу удалось взорвать каноэ с американским порохом, а тлинкиты, в отместку, поймав байдарку с двумя алеутами, обезглавили обоих бедняг.
Когда флота вокруг почти непробиваемой крепости стало достаточно, было решено идти на штурм. Остров атаковали две колонны: первая состояла из десанта моряков «Невы» под командованием лейтенанта Арбузова, вторая, из промысловиков и туземцев, была под руководством Баранова. Сложилась патовая ситуация, с небольшим перевесом в русскую сторону. Победа была близка, если бы не одно НО: сильнейший обстрел со стороны тлинкитов так напугал туземцев, что те покинули поле боя.
Итог очевиден, и я, пожалуй, вставлю сюда слова Ю.Ф.Лисянского — непосредственного участники этой баталии:
«Пушки были уже у самых ворот и несколько выстрелов решили бы победу в нашу пользу, но трусость кадьякцев всё испортила»
После неудавшегося штурма, между русскими и индейцами возобновились переговоры и, благодаря гениальной дипломатии Баранова, ему удалось вернуть, захваченных ранее в индейский плен алеуток, и отговорить большую часть тлинкитов от участия в войне.
Ночью 7 октября индейцы тайно покинули крепость, которую 8 октября заняли русские.
Официально мир между русскими и тлинкитами был заключён только в 2004 году на территории Национального исторического парка Ситки, так как предложенный Барановым мирный договор не был признан индейцами.
Глава IV. После бури не утих ветер
Сожжение Якутата
20 августа 1805 года воины-эяки из некоего индийского клана тлухеди под руководством своих вождей Тануха и Лушваки, сдружившись с знакомыми нами тлинкитами, взяли и сожгли Якутат, перебив заодно его население.
Согласно индейскому преданию, Танух, пользуясь доверием начальника крепости, убил его, после чего каждый воин по его сигналу убил по одному русскому. На деле же, потери от индейцев составили четырнадцать русских и несколько алеутов.
БОльшие потери русским нанесло море, потопившее судно вместе с бежавшими из Якутата людьми. В водной пучине тогда затонуло около 250 человек.
Как раб спас русскую крепость
План Тануха «втереться в доверие и перерезать население» уже достойно показал себя в Якутате, поэтому, собрав бОльшую армию в 200 человек, хитрый индеец решил напасть на Константиновскую крепость.
Под предлогом торговли и плясок с племенем чугачи семьдесят индейцев во главе с Танухом прибыли в поселение (остальные же воины смиренно ожидали сигнала, расположившись у устья реки Коппер). Начальник крепости Иван Репин гостеприимно встретил и принял прибывших к нему странников.
Казалось бы, Константиновскую крепость и её жителей ожидала незавидная судьба, если бы не один случай. Одному невольнику-чугачи удалось сбежать от своих хозяев-индейцев: тех самых, что смиренно ждали сигнала, расположившись у устья реки Коппер. Добежав до поселения, раб рассказал о хитром плане Тануха Репину. Тот принял меры и всё же провёл праздник для индейцев. Правда, последний, ведь ночью обманщики были зарезаны племенем чугачи, проживающим в крепости. Танух зарезался самостоятельно, а те, кому удалось выжить, собрали оставшиеся силы и поскорее попытались уплыть от места страшной резни. Но, по иронии судьбы, погода той ночью была не из лучших и большинство индейцев затонуло. Той малой части выживших в бурных реках досталась участь быть зарезанными чугачами на берегу.
Глава V. В тундрах больше нет ветра
После всех вышеописанных событий индейский пыл стал понемногу остывать, хотя и имелось место разного рода захватов торговых поселений и драк на рынках.
Если у всей этой истории мораль? Возможно. Аборигены северо-западного побережья не дали себя в обиду русским колонистам и показали то, на что способны. Русские же продемонстрировали не менее слабую военную мощь и гениальные дипломатические ходы, добившись в конце концов мира с непокорными народами.
Желаю вам успехов в колонизации и долгого мира с тлинкитами!
Здесь работаю https://vk.com/kaiserundallah
Здесь публикуюсь https://vk.com/catx2
Если вам понравилась данное чтиво, можете поблагодарить автора материально:
QIWI +79874976170