Привет, друзья! Канал «1520. Все о ж/д» появился в мае 2018 года и теперь отмечает двухлетие.
В этом тексте я, его автор – Кирилл Балберов – отвечу на вопросы о блоге, назову, кого еще читаю здесь про поезда, расскажу о будущем проекта «1520», похвалю и поругаю «Яндекс. Дзен» и попрошу у вас обратной связи. Интервью с самим собой жанр – шизофреничный, но иногда можно.
– Как возник канал «1520. Все о ж/д»?
– У меня свой путь в Дзене, не очень похожий на путь других блогеров. Если большинство пришли сюда откуда-то, то для меня Дзен стал первой площадкой, где я вообще стал вести блоги. В школьно-студенческие годы у меня был ЖЖ, но это был именно лытдыбр, дневник обо всем и ни о чем. Сейчас такое почти не выживает, если только ты не звезда.
Когда я узнал, что Дзен платит авторам, которые ведут тематические каналы, то я завел сперва канал про авиацию, который довольно быстро бросил развивать (сейчас там иногда кое-что все же выходит), а затем и про железную дорогу. Обе темы мне интересны, но железная дорога ближе. С детства моя жизнь раскидана между тремя городами, и я постоянно езжу между ними на поездах и поныне.
– Что изменилось за два года в Дзене и на канале?
– Когда два года назад я заводил здесь железнодорожный канал, у меня почти не было конкурентов в этой нише. Теперь их появилось достаточно много, но, к сожалению, достойных – единицы. Я их назову ниже.
Что касается платформы в целом, то ее рост, конечно, очевиден, но он сопряжен с определенными проблемами. Их буквально на днях сформулировал в своем блоге Сергей Анашкевич, автор канала travelmaniac. Не хочу повторяться. Со всем, о чем он написал, столкнулся и я. Тем не менее, «Дзен» единственной текстовой блог-платформой на сегодняшней день, на которой автор может получать доход от рекламы, и которая сама ищет читателя. Поэтому я именно здесь.
– Кого еще можно почитать про поезда на Дзене?
– Сперва о том, кого мне не хватает. К сожалению, чуть больше года назад этот мир безвременно покинул Михаил Кривый. Я считаю, что он – как недостижимый идел по качеству контента. И фото, и текстов. Поскольку он умер, пока я тут еще только осваивался, мы не успели познакомиться. Почитайте его тексты.
Мне очень жаль, что не сложилось с «Дзеном» у Сергея Сигачева (он же – Перископ из глубин Тихого океана), теперь он снова в ЖЖ. Я очень люблю его железнодорожные тексты.
Тем не менее, здесь есть несколько очень важных и классных авторов. Это машинист из Осташкова Алексей Алексеев, исследователь ж/д Сергей Болашенко, лучший фотограф метро Александр Попов, человек, который знает все про метро Петербурга Дмитрий Графов. Также я подписан на каналы «Транспортный глобус» Георгия Красникова (там не только про ж/д), Записки составителя поездов, Zaalan.
– Почему на канале «1520» появляется всякая «желтуха», типа историй про обмен полками?
– Во-первых, уже не появляется. Во-вторых, действительно я иногда стараюсь поймать хайп. Дело все в том, что про устройство сцепки вагонов интересно читать в 100, а то и в 1000 раз меньшему количеству людей, чем про условные взаимоотношения соседей про купе или про плюсы и минусы тех или иных мест в плацкартном вагоне.
Благодаря тому, что у меня бывают тексты, которые прочитывают сотни тысяч читателей и реклама с которых приносит доход, я могу посвящать себя и производству гораздо менее востребованного контента, которые оценит только самая преданная аудитория.
При этом даже за то, что часто называют «хайпом», мне не стыдно. Я стараюсь все же, чтобы контент был выверенным.
– Какие главные претензии к текстам предъявляют читатели?
– Больше всего моим блогом недовольны отдельные железнодорожники. Я ведь дилетант, в этом моя слабая и в то же время сильная сторона.
Я могу не знать каких-то тонкостей, но, когда я сталкиваюсь с необходимостью написать о чем-то неизвестном мне, я, как правило, консультируюсь с людьми разбирающимися и выверяю тексты.
Однако, когда я пытаюсь упрощенно рассказать про какие-то сложные технические нюансы типа укладки рельс, происходит много упрощений. Иначе массовому читателю будет не все понятно. Специалистам, которые работают с рельсами, это не нравится. И они пишут, что автор – идиот.
Но я хочу отметить важную мысль. Этот канал не столько для железнодорожников, сколько для пассажиров. Он – массовый, популяризаторский. Поэтому упрощения будут и дальше, но я буду стараться, чтобы фактических ошибок в текстах становилось как можно меньше, и спасибо тем железнодорожникам, которые мне помогают в этом.
– Какие тексты были самыми важными за год?
– За год вышло около 500 текстов и проходных было совсем немного. Те, которые мне кажутся особенно качественными, я назову.
Например, по итогам поездки на Каринскую узкоколейку в Кировской области я сделал три материала. Этот – про саму дорогу и про то, как поезда пять раз в день ежедневно возят пассажиров. Этот – про музей, который создается в поселке Каринторф. А здесь – интервью с совладельцем дороги Евгением Стерлиным – человеком, увлеченным поездами, который хочет сохранить дорогу.
Вообще, интервью для меня любимый жанр, но его плохо читают. Вот тут, например, машинист тепловоза рассказывал о своей работе и неприятных обязанностях, проводник компании «Гранд Сервис Экспресс» Алексей Уланов о своем пути в железнодорожники и о том, как решать конфликты с пассажирами, а владелец музея трамваев в Коломне Андрей Мясников – о своем музее (он очень крутой знаток, хотя текст прочитали всего 200 человек, и мне очень обидно из-за этого, почитайте вы теперь).
Отдельное место занимает рубрика «тест поезда». Я старался прокатиться в интересных и необычных поездах и описать свой опыт. Вот, например, отчет о поездке в самом новом двухвагонном плацкартном сцепе, а это – о поездке в таком же сцепе, но уже купейном. Весной 2019 года мне довелось проехаться в первом плацкартном вагоне со шторками. Поезд Allegro Петербург – Хельсинки ходит давно, но в 2018 году его обновили к ЧМ. Вот, что вышло.
Для поездок между Москвой и Петербургом в 2019 году я выбирал в основном частный поезд «Мегаполис». Здесь я описывал поездку в СВ, а здесь показывал изнутри вагоны разных классов. Тут я составил рейтинг поездов на направлении Москва – Петербург. Прошлым летом я прокатился и описал поездку в беспересадочном вагоне Москва – Сортавала. Сейчас он уже отменен и вместо него назначен целый поезд. А еще я ездил в крымском плацкарте до запуска поездов в Крым.
Одно из главных разочарований – легендарный поезд «Россия» (кстати, второй поезд Москва – Владивосток, хоть и нефирменный, но намного лучше). Не порадовала и «Вятка». Досталось от меня (заслуженно) двухэтажному поезду «Кавказ». И хотя «Красная стрела» на этом фоне выглядит отлично, но я нашел, за что покритиковать и ее. А вот поезд Москва – Москва оказался очень интересным и полезным – не только для железнодорожных гиков, но и для обычных пассажиров.
«Невский экспресс», который после запуска «Сапсана» отошел на второй план, лично меня продолжает вдохновлять. Как и поезд «Экспресс», в составе которого ходят немецко-российские купейные вагоны риц. Приятное впечатление оставил и белорусский фирменный плацкарт. Хватит ссылок, так весь блог можно залинковать. Кстати, напишите, в комментариях, может стоит сделать отдельный такой материал, где перечислить в подобном формате все интересные тексты?
– Почему вы не читаете комментарии и не отвечаете на них?
– Я как-то посчитал, что в день мне приходит от 300 до 1000 комментов. Только чтобы прочитать их все, нужно часа два-три. Я просто не успею тогда работать. Мне бывает очень неловко, когда в комментах было что-то по существу, но я узнаю об этом только спустя месяц. Именно поэтому я прошу всех писать мне на почту, которая указана в шапке канала. Однако я обещаю прочитать все комментарии к этому тексту и ответить на них.
– Что будет дальше с проектом «1520. Все о ж/д»?
– Блог в Дзене продолжит свое существование в прежнем режиме. В прошлый год я много писал о новых вагонах. Я продолжу это делать. Как только выйдут на линию новые «Иволги 3.0», двухэтажные двухвагонные сцепы, вагоны метро-2020 – не сомневайтесь, вы прочитаете про них первыми. Я планирую больше внимания уделять узкоколейным железным дорогам, музеям ж/д, которые сохраняют для нас историю железнодорожного транспорта, а также железнодорожной истории в целом. Я все еще думаю, что очень хочу иметь интервью с людьми из профессии, но ищу для таких интервью формат, чтобы их читали не 200 человек.
Кроме блога в дзене у меня есть телеграм-канал. В нем я публикую те новости о жизни железнодорожного транспорта, которые кажутся важными и интересными для пассажиров.
У меня набралось довольно много материала, который я намерен в ближайшее время изложить на видео. Это позволит глубже раскрывать темы. Ролики будут появляться как здесь, так и на моем персональном канале в Youtube.
– Есть ли планы выйти за рамки блог-платформ и сделать сайт?
– Планы есть, но все упирается в ресурсы. Создание сайта с актуальной информацией для любителей железных дорог и просто пассажиров, – необходимо.
В российском интернете нет сайта, куда человек мог бы зайти и получить картинку о действующем состоянии ж/д транспорта. Почитать, какие есть линии, какие ходят тепловозы и вагоны, узнать о культовых фирменных поездах, ретро-маршрутах, музеях ж/д, действующих узкоколейках, получить информацию об истории железнодорожного транспорта. Вся эта информация в разрозненном виде есть на разных ресурсах, но она часто неполная и изложена очень замысловато.
Я думаю о создании такого сайта, однако для меня очевидно, что реализация такого проекта требует финансирования, причем дело не только в технической части, но и в том, что нужно наполнить этот сайт качественным контентом, а его должно быть много – как текстов, так и иллюстраций. Реклама, которая там появится, очевидно, даст некий доход на поддержание сайта в лучшем случае через полгода-год.
В этой связи я хотел бы посоветоваться с вами – как вы думаете, стоит ли выйти на краудфандинг для финансирования такого проекта? Напишите, пожалуйста, в комментариях.
– Чего еще кроме сайта вам не хватает в России по теме ж/д?
– Честно говоря, в России идея популяризации железных дорог вообще никак не реализована. Хорошо, что остались музеи. Но нет хорошего глянцевого ежемесячника (во Франции, Германии, Великобритании десятки железнодорожных изданий разной направленности), убита отраслевая литература, даже магазин «Транспортная книга» закрыт. Нет хороших лекториев, хотя есть отдельные замечательные рассказчики. Но на одном энтузиазме все держаться не может, а в РЖД в поддержке чего бы то ни было, увы, не заинтересованы. Надеюсь, в будущем что-то изменится.