Найти в Дзене

Как лучше сделать комплимент в деловой коммуникации

Оглавление

Комплимент - известный способ утепления контакта. Его часто используют и в личной жизни, и в переговорах, однако, при всей простоте этого инструмента, над ним порой стоит поработать 😊

Для того чтобы комплимент в деловой коммуникации воспринимался адекватно и работал на ваши цели, а не наоборот, важно соблюдать некоторые правила:

Личные впечатления.

Конечно, слышать приятное о себе всегда приятно, но! Слышать, как относится к моим действиям или особенностям другой, конкретный человек - ещё приятнее))

Поэтому любой комплимент работает лучше, если является персонифицированным, то есть содержит ваши впечатления, а не просто оценку человека 😚

Например:

"Вы просто потрясающе реагируете на возражения" - это просто оценка. И понять, какие чувства процесс вызывает лично у вас, сложно.

"Меня восхищает ваша реакция на возражения", - ваше впечатление, ваше чувство, ваше отношение.

И такой вариант звучит более искренне.

Без преувеличения.

Принцип "чем больше - тем лучше" кое-где работает хорошо :)

Но точно не в комплиментах!

Следите за тем, чтобы комплимент не содержал излишних гипербол (преувеличений), иначе он будет звучать как лесть. Достичь этого легко: правильный комплимент основывается на реальных ситуациях 💪🏻

Например:

"Мне кажется, вы идеальный руководитель" - это завышенная оценка, которая звучит весьма подозрительно (разве бывает что-то идеальное?..), и потому с высокой вероятностью не будет иметь положительного эффекта.

"Мне очень понравилось, как вы ответили сотруднику на его вопрос о заработной плате", - это комплимент, основанный на конкретном факте, действии, и потому восприниматься он будет намного естественнее и лучше. Конкретику в принципе сложнее додумать и неверно интерпретировать.

Далеко и близко, высоко и низко.

Конечно же, как и в большинстве приёмов коммуникации, в комплименте крайне важно учитывайте степень близости с собеседником. И соблюдать дистанцию.

Если вы давно и хорошо знакомы, можете говорить о более глубинных (например, личностных) качествах и объединять в комплименте накопительные моменты (вы чаще всего, вы почти всегда), если же совсем недавно - говорите о том, что только что увидели 🙈

Например:

  • "Я люблю твоё чувство юмора" - комплимент, возможный для человека хорошо для вас знакомого, дистанция с которым близка (скорее всего вы общаетесь не только по работе, или не по работе).
  • "Вы прекрасный переговорщик, меня восхищает, какое огромное количество переговорных инструментов вы применяете" - явно накопительный комплимент, возможный только в том случае, если вы взаимодействуете не впервые, хотя и выдерживающий дистанцию.
  • "Мне нравится, как искренне вы шутите в нашей беседе" - комплимент, который подойдёт малознакомому собеседнику в первом диалоге.

❗️Если вы в целом стесняетесь говорить комплименты, но всё-таки хотите применять этот инструмент, то сразу после комплимента, без паузы, продолжайте говорить на тему вашего разговора.

"Мне очень понравилось, как фактично и последовательно вы описали свой запрос, и в качестве первого пункта я предлагаю обсудить момент, который касается..."

Важные тонкости.

Есть вещи, которые НЕ нужно использовать в комплиментах. Ниже - несколько важных пунктов именно об этом.

❌ Избегайте двусмысленностей в комплиментах.

"Сегодня вы на удивление пунктуальны" - так себе комплимент))) Кроме недоумения и обиды подобные формулировки ни к чему не ведут.

❌ Не указывайте в комплиментах на недостатки (ну точнее на то, что чаще формулируется как недостаток, а не как достоинство).

"Мне нравится ваш пофигизм" - звучит двусмысленно. Конечно, такой заход может сработать как шутка, но может быть воспринят и как претензия. И, вместо того, чтобы порадовать собеседника, вы спровоцируете эскалацию конфликта (как-как вы меня назвали?!).

❌ Уходите от поучительных комплиментов (комплиментов-инструкций или комплиментов-советов).

"Вы очень обаятельны, это качество бы - да в продажи!" или "К твоему остроумию добавить бы ещё взвешенности решений" - звучит попросту обидно. Такого рода "комплименты" не поддерживают собеседника, а только лишь указывают на ваше самоутверждение.

❌ Исключайте из формулировок комплиментов:

  • Слова, которые могут содержать различные эмоции (например, слово "поражает"), и воспринимаются по-разному.

Так, фраза "Меня просто поражает, как легко ты ..." может быть воспринята как комплимент, а может - скорее как претензия (в контексте "почему это мне не везёт, а тебе всё время везёт").

В этом плане лучше использовать более однозначно положительные слова (радует, восхищает, нравится и т.п.).

  • Слова-генерализации (всегда, в любых ситуациях и т.п.), которые в целом являются очень рискованными для коммуникации, и для комплиментов тоже.

Человек с адекватной самооценкой, зная, что он точно не всегда реагирует так хорошо (а может и вспоминая конкретные свои провалы), рискует как минимум засмущаться и начать противоречить комплименту, а как максимум - начать себя ругать за то, что он не такой идеальный.

И тем самым комплимент будет иметь антиэффект.

💡 В целом, в любом деловом комплименте лучше опираться на факты:

  • вместо "вы всегда прекрасно ставите задачи" говорить "при мне вы чётко формулируете задачи";
  • вместо "ваше умение находить общий язык с любым человеком" говорить "по опыту нашего общения вижу, как вы по-разному разговариваете с разными людьми, и это позволяет..." (например - избежать конфликта);
  • вместо "ваши советы всегда идеальны" сказать "ваш совет о... (тут конкретика) мне очень помог" и т.п.

То есть комплимент, как и любой другой инструмент коммуникации, можно структурировать, разложить на составляющие, и затем собрать в действующую модель))) А чтобы это получалось мгновенно и результативно, - поможет тренировка :)

Приятных вам комплиментов! 😊