Найти в Дзене
Дмитрий Гутнов

Из истории противочумного костюма

Вторая пандемия чумы, о которой я столько времени посвятил на Дзене и в подкастах "Маяка" замечательна еще и тем, что дала мощный толчок развитию медицины вообще и поиску методов лечения инфекционных больных. Считается, что появлению первых штатных "инфекционистов" мы обязаны Папе Клименту XVII, который в 1348 г. пригласил нескольких врачей для лечения жителей Авиньона. Естественно, не бескорыстно. Я уже писал в предыдущем посте, что плата за риск взаимодействия с заразными больными зачастую превышала годовой оклад обычного лекаря. Даже спустя триста лет после своего появления "чумные доктора" оплачивалиь очень высоко. Скажем, известно, что в 1645 году месячное жалование чумного доктора города Эдинбурга Джорджа Рэя составляло 110 шотландских фунтов, в то время, как городской совет оплачивал услуги обычных лекарей суммой в два раза меньше - лишь 40 шотландских фунтов в месяц.

Другое дело, что специальным эпидемиологическим знаниям нигде не учили, поэтому квалификация этих первых инфекционистов желала лучшего. Зачастую подобные "доктора" даже не имели медицинских дипломов, хотя при этом могли обладать огромным опытом и практикой. Известен, к примеру, случай, когда чумным доктором был... продавец фруктов. Но это не мешало его практике!

К тому же арсенал средств борьбы с инфекцией первых "чумных докторов" был довольно примитивный и малоэффективный. Он сводился главным образом к вырезанию или прижиганию чумных бубонов. Некоторые доктора практиковали и другие меры — такие, как помещение пиявок на бубоны, с тем, чтобы «сбалансировать соки нормальной жизни» или очень популярное в те времена кровопускание. Позвольте мне не касаться таких, освященных традицией и церковью "методов лечения" чумного мора, как постоянный колокольный звон, которым было на полном серьезе было принято отгонять заразу от зачумлкенных населенных пунктов. Поэтому в дополнение всех ужасов пандемии в зараженных городах и деревнях днем и ночью беспрестанно звонили колокола.

Легендарный прорицатель, Нострадамус, живший в XVI веке и одно время пробовавший себя на ниве чумного доктора, в «Трактате о приготовлении варений» вообще писал, что единственный работающий метод избавления города или деревни от чумы — это быстро разделить больных и здоровых и отправить в разные концы населенного пункта, всех покойников незамедлительно сжечь, а после - усердно молиться. Подробный перечень норм социального дистанцирования, выработанный средневековыми эпидемиологами можно посмотреть здесь:

Некоторые врачеватели чумы носили характерный защитный костюм. Строго говоря, разные его элементы встречались еще в Древнем Риме. Известно, например, что во время эпидемий римские врачи для посещения больных облекались в особого покроя длинные платья. Лица их были закрыты, чтобы они не вдыхали заразы, а на нос был надет – длинный клюв, наполненный благовонными веществами. В руках, облаченных в перчатки, они держали длинную палку, которой указывали, чем больной должен пользоваться и что принимать. Считалось, что в таком наряде они ограждали себя от заразы и могли, не подвергая себя опасности, оказывать больным требуемую помощь. Вид одетых таким образом врачей был до того страшен римлянам, что многие, при виде их на улице обращались от них в бегство.

Многие элементы этого противочумного наряда древности были скопированы в средние века и встречаются в описаниях нарядов чумных докторов с 1340-ых годов. Но в своём окончательном виде костюм чумного доктора появился только в 1619 году, когда французский медик Шарль де Лорм предложил полный комплект защитной одежды для врачей, имеющих дело с больными чумой. Он всем хорошо известен по многочисленным иллюстрациям эпидемий в Средние Века и Новое Время. Рассмотрим составляющие его аксессуары с точки зрения их функциональности.

Вообще говоря, поскольку переносчиками заразы считали "миазмы плохого воздуха" (термином миазмы в медицинской науке довольно долго обозначали обитающие в окружающей среде некие «заразительные начала"), то одежда доктора должна была от этих "миазмов" его максимально предохранять. Итак,

1. Шляпа с широкими полями. Якобы должна была предохранять волосы и голову врача от заразы, рассеянной в воздухе. На деле же, черная шляпа с длинными полями, как и характерный "клюв" лицевой маски надолго стали прямо-таки наглядным символом чумы и сообщества ее врачевателей.

2. Маска, Она изготавливалась из жёсткой кожи, которую покрывали воском для отталкивания жидкости и предотвращения попадания в организм пресловутых миазмов. Стеклянные линзы, обычно красного цвета, служили той же цели – не допустить заражения. Я, признаться, не знаю, почему именно красный цвет должен был отгонять заразу от глаз средневекового эскулапа, но вот у знаменитого птичьего клюва было несколько функций.

Маска чумного доктора XVI в. Германия. Экспонат музея истории медицины в Ингльштадте
Маска чумного доктора XVI в. Германия. Экспонат музея истории медицины в Ингльштадте

Во-первых, поначалу существовало поверье, что чумной мор разносят птицы и маска с клювом отгоняет птиц, а вместе с ними и заразу. Во-вторых, клюв выполнял роль респиратора. Его нередко делали из металла, и внутрь помещали разные душистые вещества, травы, иногда даже губку с уксусом. При этом доктора обязаны были "при исполнении" жевать чеснок, а в уши и ноздри вкладывать губки, пропитанные ладаном. Я не берусь судить насколько такая маска была эффективна в смысле инфекционной защиты, но смею предположить, что в каком-то сочетании веществ, используемых в этом примитивном фильтре, она могла помочь врачу избежать заражения. Кстати, дышал доктор через два небольших отверстия в "клюве". И воздух перед тем как попасть к нему в легкие проходил эту своеобразную "очистку". Правда, тут следует отметить, что зачастую смрад от тел умиравших и трупов был таким, что никакие душистые наполнители этого допотопного "противогаза" не помогали. И тогда врачи поджигали содержимое маски. Дым от тления трав не только глушил "вредные миазмы" для врача, но и разносил характерный аромат по округе. Поэтому, например, запах ладана, часто использовавшийся для дезинфекции, в некоторых местностях и районах Европы ассоциировался с запахом смерти.

3. Плащ врача, также из кожи или же промасленной или вощеной холщовой ткани тянулся до самого пола. Идея была в том, чтобы он как можно плотнее окутывал доктора, покрывая в идеале всю поверхность тела. Той же цели служили и кожаные перчатки, и кожаные брюки под плащом.

4. В руках чумные врачеватели носили палочки, с помощью которых как дирижеры не только раздавали указания, но и производили с больными различные манипуляции. Например, палочками меряли пациентам пульс, снимали с них одежду, а также отталкивали подозрительного вида людей, подошедших слишком близко. В общем это был первый, и похоже древнейший медицинский манипулятор и средство для социального дистанцирования.

5. Важной частью экипировки чумного доктора была трость. Ее смысл заключался не столько в помощи при ходьбе (хотя на самом деле подобный средневековый костюм биологической защиты был довольно тяжел, а работа в нем требовала от врача известной сноровки). Трость в большей степени была предназначена для переворачивание трупов или же обороны от родственников умерших, которые в надежде на спасение своих близких зачастую отдавали последнее, что у них было. А когда человек умирал и становилось очевидным, что траты были бесполезны, они пытались вернуть деньги назад или просто вымещали свой гнев и бессилие на эскулапе.

После "Черной смерти" чума еще не раз посещала европейский континент. Поэтому постепенно чумные врачи стали настолько обычным зрелищем, что в той же Венеции их костюмы стали перенимать в качестве карнавальных нарядов. А уж о масках с клювами и говорить нечего — венецианские праздники и сегодня без них попросту немыслимы. Также образ мрачноватого врачевателя повлиял на средневековую «Комедию дель арте», в которой появился теперь уже ставший классическим персонаж, милый и немного тревожный Medico della Pesta.

Карнавал в Венеции.
Карнавал в Венеции.

Костюм чумного доктора без особых изменений просуществовал до XVIII века. Но затем жизнь существенно упростилась. Специальной одежды долгое время врачи-инфекционисты не имели. И лишь в 1878 году русским патофизиологом В.В. Пашутиным был предложен комплект специальной одежды, которая была призвана уберечь медика, работающего в зоне эпидемиологического заражения. Он состоял из комбинезона , капюшона, халата, и был снабжен повязкой для фильтрации воздуха. В общем, это уже был почти полный комплект противоэпидемиологического костюма, который и ныне используется в медицине. С начала ХХ века он был дополнен резиновыми перчатками, сапогами и, в связи с развитием средств фильтрации воздуха, обусловленным растущим применением химических технологий в производстве, имел более совершенный респиратор, сродни противогазу. Поскольку впервые весь этот набор противочумных средств был использован при борьбе с Третьей пандемией чумы (1896-1898 гг.), то изначально он стал именоваться противочумным костюмом. Кажется это название до сих пор в ходу у производителей средств противоэпидемиологической защиты.

Сотрудники Русской противочумной лаборатории в защитных костюмах. Форт Александр. Кронштадт. 1899 г.
Сотрудники Русской противочумной лаборатории в защитных костюмах. Форт Александр. Кронштадт. 1899 г.

Вот, в общем и все, что я хотел сегодня рассказать.

Засим откланиваюсь.