Найти тему

Структура прибыли или почему кризис начинается с сокращения?!

Добрый день!

Сегодня поговорим о процессе формирования прибыли предприятия

Прибыль это по факту реализованная цена за товар

Что такое цена?

Продажная цена = прямые затраты + Наценка% +% прибыли

Прямые затраты, или себестоимость – это те затраты, которые легко вычислить на единицу продукции фактически

Например – при перепродаже телефона - себестоимость равна цене поставщика за единицу

При продаже стейка в ресторане – себестоимость — это совокупность цен поставщика на продукты на тарелке в пересчете на вес.

То есть продажная цена не может быть ниже себестоимости.

Наценка – исчисляется в % и выражает совокупность косвенных расходов за отчетный период

Косвенные расходы – это аренда, заработная плата, лицензии и тд

Поскольку сложно оценить сколько от зп официанта приходится на улыбку официанта при выносе стейка – то косвенные расходы включаются в цену товара неким процентом в плановом выражении

В идеале сначала выстраивают бюджет – определяют объем расходов и предполагаемый объем продаж и таким образов определяют наценку. Детально разберем Наценку в следующих постах.

И при успешной торговле получаемые средства покрывают все расходы предприятия.

Дальше к себестоимости и косвенным расходам прибавляется процент прибыли предприятия – то есть доход учредителей.

В итоге картинка формирования прибыли предприятия выстраивается в следующий процесс:

Выручка – объем реализованной продукции

«минус» себестоимость – затраты 100% известные на единицу продукции

Промежуточный результат = Валовая прибыль = Маржа

Теперь по итогу отчетного периода учитываем коммерческие и управленческие расходы:

Аренда

Коммунальные платежи

Фонд оплаты труда

Хозяйственные расходы на содержание

Маркетинг реклама

И тд

Валовая прибыль – коммерческие и управленческие расходы = Прибыль от продаж

Помимо выручки от продаж могут быть прочие побочные доходы – % на счет, сдача в аренду неиспользуемого имущества, курсовые разницы

Так же есть и прочие расходы – типа комиссии банка за обслуживание

Прибыль от продаж + доходы – расходы прочие = Прибыль до налогообложения

Далее тем или иным способом вычисляем налоги от деятельности (зависит от применяемой системы налогообложения)

Прибыль – текущий налог = Чистая прибыль

Чистая прибыль – это уже доход учредителей – тот самый % заложенный в цену

С точки зрения правил финансового планирования у каждого этапа формирования Чистой прибыли есть своя адекватная доля в выручке

Выручка = 100%

Себестоимость – в зависимости от вида деятельности имеет свой нормальный %

Считается, что если

Производишь сам – то % Себестоимости примерно =30

Перепродаешь – тогда себес. = 70%

Далее объем каждой статьи расходов должна адекватно соотносится с бизнес-процессами предприятия

Поясню от обратного

Не может заработная плата быть равной 60% от выручки противоречит логике расчета и экономическому смыслу предприятия

Нормально если в производственном предприятии % ФОТ = 25%

Чаще всего предприятия малого бизнеса с небольшим периодом работы с трудом могут сказать какая для них норма % прибыли – или цифра не соответствует действительности и взято «с потолка»

НО (!) в кризисное время ни при каких условиях нельзя урезать пресловутый % прибыли

Во всей структуре расходов – самое сложное место – ФОТ

И здесь нужна твердость

Многие предприятия в кризис урезают прибыль, но сохраняют персонал – это приводит к тому, что зарабатывают только сотрудники – при этом какую пользу они приносят предприятию не учитывается – даже если Зп задерживают – они ее все равно получат, да еще и с % за задержку

С другой стороны – на любом предприятии, достигшем определенной доли стабильности процессов – естественным образом численность персонала всегда с запасом – на случай больничных экстренных заказов и прочих «а вдруг»

То есть у такого предприятия ФОТ искусственно завышен

А значит при наступлении кризиса – сократи лишнее и будет норма – мнение персонала при этом опустим за скобки

Говоря другим языком – сокращение штата – нормальная процедура более – менее стабильных компаний – главное в бизнесе – руководство и эксперты – которые и будут спасать тонущий корабль

Спасибо за внимание!