Добрый день!
Сегодня поговорим о процессе формирования прибыли предприятия
Прибыль это по факту реализованная цена за товар
Что такое цена?
Продажная цена = прямые затраты + Наценка% +% прибыли
Прямые затраты, или себестоимость – это те затраты, которые легко вычислить на единицу продукции фактически
Например – при перепродаже телефона - себестоимость равна цене поставщика за единицу
При продаже стейка в ресторане – себестоимость — это совокупность цен поставщика на продукты на тарелке в пересчете на вес.
То есть продажная цена не может быть ниже себестоимости.
Наценка – исчисляется в % и выражает совокупность косвенных расходов за отчетный период
Косвенные расходы – это аренда, заработная плата, лицензии и тд
Поскольку сложно оценить сколько от зп официанта приходится на улыбку официанта при выносе стейка – то косвенные расходы включаются в цену товара неким процентом в плановом выражении
В идеале сначала выстраивают бюджет – определяют объем расходов и предполагаемый объем продаж и таким образов определяют наценку. Детально разберем Наценку в следующих постах.
И при успешной торговле получаемые средства покрывают все расходы предприятия.
Дальше к себестоимости и косвенным расходам прибавляется процент прибыли предприятия – то есть доход учредителей.
В итоге картинка формирования прибыли предприятия выстраивается в следующий процесс:
Выручка – объем реализованной продукции
«минус» себестоимость – затраты 100% известные на единицу продукции
Промежуточный результат = Валовая прибыль = Маржа
Теперь по итогу отчетного периода учитываем коммерческие и управленческие расходы:
Аренда
Коммунальные платежи
Фонд оплаты труда
Хозяйственные расходы на содержание
Маркетинг реклама
И тд
Валовая прибыль – коммерческие и управленческие расходы = Прибыль от продаж
Помимо выручки от продаж могут быть прочие побочные доходы – % на счет, сдача в аренду неиспользуемого имущества, курсовые разницы
Так же есть и прочие расходы – типа комиссии банка за обслуживание
Прибыль от продаж + доходы – расходы прочие = Прибыль до налогообложения
Далее тем или иным способом вычисляем налоги от деятельности (зависит от применяемой системы налогообложения)
Прибыль – текущий налог = Чистая прибыль
Чистая прибыль – это уже доход учредителей – тот самый % заложенный в цену
С точки зрения правил финансового планирования у каждого этапа формирования Чистой прибыли есть своя адекватная доля в выручке
Выручка = 100%
Себестоимость – в зависимости от вида деятельности имеет свой нормальный %
Считается, что если
Производишь сам – то % Себестоимости примерно =30
Перепродаешь – тогда себес. = 70%
Далее объем каждой статьи расходов должна адекватно соотносится с бизнес-процессами предприятия
Поясню от обратного
Не может заработная плата быть равной 60% от выручки противоречит логике расчета и экономическому смыслу предприятия
Нормально если в производственном предприятии % ФОТ = 25%
Чаще всего предприятия малого бизнеса с небольшим периодом работы с трудом могут сказать какая для них норма % прибыли – или цифра не соответствует действительности и взято «с потолка»
НО (!) в кризисное время ни при каких условиях нельзя урезать пресловутый % прибыли
Во всей структуре расходов – самое сложное место – ФОТ
И здесь нужна твердость
Многие предприятия в кризис урезают прибыль, но сохраняют персонал – это приводит к тому, что зарабатывают только сотрудники – при этом какую пользу они приносят предприятию не учитывается – даже если Зп задерживают – они ее все равно получат, да еще и с % за задержку
С другой стороны – на любом предприятии, достигшем определенной доли стабильности процессов – естественным образом численность персонала всегда с запасом – на случай больничных экстренных заказов и прочих «а вдруг»
То есть у такого предприятия ФОТ искусственно завышен
А значит при наступлении кризиса – сократи лишнее и будет норма – мнение персонала при этом опустим за скобки
Говоря другим языком – сокращение штата – нормальная процедура более – менее стабильных компаний – главное в бизнесе – руководство и эксперты – которые и будут спасать тонущий корабль