Найти в Дзене

ЗАБЫТАЯ РУКОПИСЬ ГЕНЕРАЛА.

Судьба Героя Советского Союза генерал-майора Михаила Арсентьевича Зашибалова достойна биографического романа: начал службу в январе 1917 года в царской армии рядовым солдатом Петроградского гарнизона, участвовал в февральской революции. В составе 1-го пулеметного полка участвовал в июльских событиях 1917 года, потом - октябрьская революция. В годы гражданской войны воевал с «белой» армией генерала Юденича курсантом «красных» командирских курсов РККА, в Средней Азии дрался молодой красный командир с басмачами. Словом, биография реального человека, будто написана самой историей для одного из образов киногероев советского культового фильма «Офицеры».

Директива из Наркомата обороны СССР о приведении частей Западного округа в боевую готовность № 1 в связи с возможным нападением немецких войск штабом 86-й стрелковой дивизии, которой командовал полковник М.А. Зашибалов, была принята в 1 час 32 минуты ночи уже 22 июня 1941 года. Подразделения дивизии были подняты по тревоге и уже в 2 часа 40 минут ночи, получив снаряжение и боеприпасы, вышли для занятия оборонительных рубежей, указанных в планах прикрытия границы. Без паники и суеты. Когда в 4.00 утра, на рассвете, 22 июня 1941 года немецкие бомбардировщики сбросили бомбы на казармы дивизии, они были уже пусты. Части дивизии не только организованно заняли оборону западнее городка Цехановец, но ее командир успел подтянуть дивизионную артиллерию с лагерных сборов, сосредоточенных юго-западнее Ломжи. Итог: весь день 22 июня 1941 года части дивизии не только трижды отразили натиск частей вермахта, так и не дав им прорвать оборону на своем участке, но и так же сами трижды переходили в контратаки.

-2

Красноармейцы полковника Михаила Зашибалова не отошли ни на шаг, не получая никаких приказов из штаба фронта. Пока 25 июня 1941 года не выяснилось, что 86-я стрелковая дивизия находится в почти полном окружении и связи со штабом округа нет. И единственный путь на восток остался на город Белосток. Поредевшие батальоны дивизии прорвали окружение немцев, но вскоре выяснилось, что уже пал Минск… И осталось им только брести проселочными дорогами, пробираясь лесами и болотами, без боеприпасов, с обозами раненых на восток. Вот только 30 июня 1941 года немецкая авиация обнаружила и разметала остатки дивизии, обнаружив ее на марше. Сам ее командир, с пистолетом в руке, с золотой Звездой Героя Советского Союза на груди, собрав своих уцелевших бойцов и сплотив окруженцев из других частей, с боем вновь прорвался из окружения.

-3

Интересно, что дважды прорвавшийся из окружения, выйдя к своим частям со знаменем дивизии, в форме, с оружием и с партийным билетом члена ВКП (б) в кармане, полковник Михаил Зашибалов долго оставался на подозрении у «особистов» и высшего начальства. Только в 1943 году, видимо убедившись в его верности присяге, был подписан приказ о его производстве в генерал-майоры.

Генерал-майор Михаил Арсентьевич Зашибалов был «лицом эпохи». Воинов со схожей боевой биографией в ХХ веке в России было немало. Была у него нестандартная индивидуальность. Выйдя в отставку, он начал писать мемуары о своей жизни. Не он один из ветеранов, кто на покое взялся за перо… Но он, пожалуй, оказался единственным из доживших до победы командиров дивизий, которые приняли первый бой утром 22 июня 1941 года, находясь у границы в составе частей Особого Западного Военного округа. И возможно единственным, кто оставил о том периоде войны воспоминания без прикрас…

 За храбрость и мужество, проявленные им в боях на советско-финской войне 1939-1940 гг., Михаил Зашибалов был отмечен золотой звездой героя Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР был подписан 21 марта 1940 года. А потом была Великая Отечественная война с III-м Рейхом…
За храбрость и мужество, проявленные им в боях на советско-финской войне 1939-1940 гг., Михаил Зашибалов был отмечен золотой звездой героя Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР был подписан 21 марта 1940 года. А потом была Великая Отечественная война с III-м Рейхом…

Что доказывают строки, выведенные рукой участника боя 22 июня 1941 года у границы? Что, если командиры частей Западного Особого военного округа действовали грамотно и решительно, то даже якобы «сильно запоздавшая директива из Москвы» не мешала отразить «внезапный удар вермахта». Видимо поэтому, многостраничная рукопись генерал-майора Михаила Арсентьевича Зашибалова так до сих пор и не опубликована...

Александр Смирнов специально для проекта Аллея Российской Славы.

Пишите комментарии, ставьте лайки, и подписывайтесь на наш канал.