Найти в Дзене
Музей истории религии

Экспортная китайская миниатюра тунцао чжи

В коллекции Государственного музея истории религии хранится набор из десяти китайских миниатюр второй половины XIX века с изображением бытовых сценок. Набор был передан в музей гражданином Васильевым Е.А. в 1940 году. Картинки размером около 9х7 см сложены в картонную коробочку со стеклянной крышкой, обтянутую шелком, а выполнены они на редком материале – лубе тетрапанакса бумажного. Сегодня мы узнаем, что это за материал, как производились подобные миниатюры и для чего использовались.

1.	Набор экспортных миниатюр тунцао чжи
1. Набор экспортных миниатюр тунцао чжи

Китайская экспортная миниатюра XVIII - XIX веков долгое время не привлекала внимание исследователей, в отличие от таких традиционных экспортных товаров как эмаль и фарфор. Слишком яркие, наивные изображения на хрупком материале сами китайцы называли «грубыми картинками», не достойными интереса. В Европе к ним также относились пренебрежительно. В Китае подобные картинки практически не сохранились, потому что создавались они исключительно на экспорт. Они были дешевы, привозились европейскими путешественниками, купцами, моряками на родину в больших количествах. Их дарили друзьям в качестве сувениров, забавных «курьезов» с далекого загадочного Востока. Между тем, несмотря на внешнюю простоту, такие миниатюры служат важным источником информации о жизни Китая XIX века. Многие картинки имеют строгую композицию, точно выписанные детали. Основная тема для сюжетов миниатюр - повседневная жизнь Китая: виды портовых городов, уличные сценки, изображения ремесленников за работой, традиционный китайский театр. Встречаются и серии картинок с изображением птиц, насекомых, рыб и растений. Этот специфический вид экспортного китайского художественного ремесла начали изучать только в конце XX века.

Продавец сладостей. Китай, вторая половина XIX века
Продавец сладостей. Китай, вторая половина XIX века

Первые мастерские по производству миниатюр на лубе тетрапанакса бумажного, начинают появляться в середине XVIII - начале XIX веков. Самое большое количество мастерских по изготовлению миниатюры на экспорт находилось в Гуанчжоу - крупнейшем торговым порту Китая. Он же являлся основным центром по производству экспортных товаров.

Основой миниатюр служила не бумага, а срез древесины (или луб) местного растения – тунцао, которое произрастает на юге Китая. В ботанике это растение известно как тетрапанакс бумажный. Миниатюры, созданные на этом материале, в Китае называют тунцао чжи. Для изготовления заготовок использовали молодые деревья, высотой около 3 метров и меньше. Древесина этого дерева очень упругая и твердая, а спил может принимать любую форму. Из молодых деревьев получался луб более высокого качества. Луб нарезался из отрезков ствола, диаметром 6-7 см с помощью специальных ножей, что требовало большой виртуозности от мастера, и знания свойств материала. В результате получались полупрозрачные, на ощупь бархатистые белоснежные листы.

Уличный цирюльник. Китай, вторая половина XIX века
Уличный цирюльник. Китай, вторая половина XIX века

В мастерской художники обладали набором печатных образцов, из которых можно было выбрать определенные элементы для будущего рисунка или даже целые композиции. Также по нескольку раз могли использовать деревянные доски - клише. Иногда над одной картинкой работало несколько мастеров. Кто-то выписывал голову, кто-то - детали одежды и отдельные предметы. Миниатюры раскрашивали минеральными красками. После раскраски рисунок становится выпуклым. Все потому, что поверхность луба губчатая, и краска, проникая в поры древесины, набухает, образуя небольшой рельеф.

Девушка с корзиной цветов. Китай, вторая половина XIX века
Девушка с корзиной цветов. Китай, вторая половина XIX века

Миниатюры, выполненные на лубе тетрапанакса очень хрупки и жизнь их недолговечна. Со временем спил высыхает, становился хрупким и ломким. Для того чтобы миниатюры дольше сохраняли свою яркость, их брошюровали в альбомы, или вкладывали в стеклянные коробочки, обтянутые шелком, по 10-12 штук.

Продавец масла. Китай, вторая половина XIX века
Продавец масла. Китай, вторая половина XIX века

Во второй половине XIX века, с приходом фотографии, интерес к забавным картинкам, рассказывающим о повседневной жизни Китая, начинает ослабевать, а к началу XX столетия производство тунцао чжи постепенно приходит в упадок.

P.s. Лайки приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, где-то улыбается музейный smm-щик)