Цирк под руководством Мстислава Запашного в ожидании продолжения гастролей остается в Армавире.
Пока артисты, покинув место последних выступлений, находятся на самоизоляции дома, животные и обслуживающий их персонал ждут отмены карантина в южном городе.
Вместе с ними остался в Армавире и Ярослав Запашный, сын художественного руководителя цирка. Он продолжает дрессировать тигров и работает над другими цирковыми номерами. Корреспондент "АС" встретилась с молодым дрессировщиком и продолжателем знаменитой династии.
— Вы занялись дрессурой тигров в 19 лет, после того как отслужили в армии. Почему не раньше?
— В том возрасте не было большого интереса к работе с животными. Хотя заниматься дрессурой я начал в 17 лет. Отец мне доверил маленьких тигрят. А в цирк пришел в 12 лет, пробовал себя в акробатике. До этого жил с мамой и бабушкой — родители мои в разводе. В цирке помогал по хозяйству: убирал у животных, чистил манеж и делал все, что просили. Постепенно начал осваивать цирковые жанры — от жонгляжа до верховой езды.
— А была возможность выбрать, кем стать? Или профессия для вас оказалась определенной по факту рождения?
– Когда отец позвал в цирк, мама была не против. Меня сразу увлекла эта удивительная жизнь. Попав на арену, я не смог никуда уйти. Кстати, мама Лилия Запашная тоже была цирковой артисткой, она гастролировала вместе с папой, занималась вольтижировкой на лошадях. В цирк она попала из балета.
Нельзя пугать
— К чему нужно быть готовым, работая с хищными животными?
— Абсолютно ко всему. Я занимаюсь не только с хищниками, но и с лошадьми, и они не менее опасны. Могут в любую минуту испугаться чего-нибудь и скинуть наездника, наступить на него. Поэтому нельзя пугать животное. Лошади должны работать с удовольствием, а не из-под палки. Если животное бросается на тебя, значит оно боится.
У нас был тигр Маркиз, который никак не поддавался дрессуре из-за трусости. Однажды он кинулся на меня и на отца. Таких животных лучше не дрессировать, потому что у них нарушается психика. Дрессура в первую очередь должна нравиться самому животному, иначе оно во взаимоотношениях с человеком проявляет агрессию. Тогда его резоннее отдать в зоопарк, что и сделали с Маркизом. Тигр попал в хороший, с большой территорией зоосад во Владивостоке. Там он чувствует себя отлично. Мы на связи с руководством зоопарка, узнаем, как дела у нашего Маркиза.
— Чтобы стать дрессировщиком, достаточно ли только любить животных?
— Следует изучить эту профессию и понять, стоит ли заниматься ею. Сегодня в России и за ее пределами гастролируют много псевдодрессировщиков. Практически каждый может взять себе хищника и решить, что он дрессировщик. Из-за некачественной дрессуры идет массовая травля профессионалов, выступающих с животными. Когда четвероногий артист еще маленький, он не проявляет агрессии, и новоиспеченному дрессировщику кажется, что у него все получается. А когда животное подрастает, нужно хорошо знать его характер, повадки, уметь предугадывать его движения. Неопытные дрессировщики, часто ради денег выступающие с тигрятами или львятами, не знают, как их воспитывать. Для работы с животными необходимо пройти стажировку у опытных профессионалов.
— С какими трудностями вы столкнулись, начав дрессировать тигров?
— Самая большая трудность — воспитать в себе выдержку и терпение, даже долготерпение. Потому что животному нужно уделять огромное количество времени, сутками находиться с ним и даже иногда спать. Если какой-то элемент на занятиях не получается, нужно перетерпеть, переждать. Может быть, хищник напуган, или ему что-то не понравилось. Ждать приходится и неделю, и две, и месяц, не пробовать эти трюки. Главное, чтобы животное не боялось. Конечно, проще наказать животное, что некоторые дрессировщики и делают. Но задача профессионала не заставить хищника выполнять трюки, а приручить его, чтобы ему понравилось работать на арене.
У отца за спиной
— Чем в освоении дрессуры помог вам отец?
— Всем, начиная с азов. Он поделился со мной секретами воспитания и дрессировки животных. У нас, у Запашных, своя школа дрессуры, где есть определенные фишки и нюансы качественного воспитания животных.
— Где состоялся ваш первый выход на манеж в качестве дрессировщика хищников?
— После армии я серьезно занялся дрессурой. Вначале стоял у отца за спиной, не выходя на манеж. Пять лет назад в Красноярске в качестве помощника дрессировщика впервые вышел с отцом в манеж. Кстати, дрессировщик — это не обязательно тот, кто выходит на манеж, он может проводить репетиции, но на манеж выйдет артист.
Послушные тигрицы
— В Книге рекордов Гиннесса профессия дрессировщика стоит на третьем месте по опасности. Вы свыклись с мыслью, что ваша работа — это постоянный риск?
— Конечно, я понимаю, что, выходя на манеж, рискую. Но для нас это работа, и мы знаем животных, их характер, поведение, норов. Страх может появиться, когда что-то пойдет не так. Животное сразу это чувствует. Тигры в такой момент начинают драться друг с другом. Дрессировщику нужно научиться побеждать свой страх.
— А кто более послушен — тигр или тигрица?
— Считаю, что более послушны тигрицы. Они работоспособнее тигров, которых я иногда сравниваю с тюфяками (смеется — прим. автора). А вообще у каждого животного свой характер, и дрессировщик отдает предпочтение тому или иному воспитаннику.
Гуманизм неволи
— Есть такое мнение, что животное не должно жить в неволе, что зоопарки и цирки подавляют его дикую натуру. Как считаете вы?
— Большинство цирковых животных рождены в неволе, причем в пятом, шестом, десятом поколениях. Практики, чтобы хищников брали из природы, не существует давно. Если наших животных выпустить в дикую природу, они не выживут. Организации, занимающиеся защитой животных, вместо того чтобы помогать гуманной дрессуре, в приобретении больших вольеров, поддерживать хорошие условия их содержания, обычно требуют освободить животное. При этом не задумываются, что с ним будет в дикой природе.
Есть страны, где запретили цирки с участием животных. И что там делают? Животных забирают и усыпляют, считая это гуманным решением вопроса, при этом зарабатывая большие деньги. Сейчас многие цирки шапито, особенно небольшие, из-за карантина находятся в тяжелом положении. Они вынуждены простаивать. Они, как и наш цирк, остановились там, куда приехали на гастроли. Но, чтобы кормить животных, нужны средства. Вот оно, самое время зоозащитникам помогать, однако они этого не делают.
Кстати, в Армавире живет много сочувствующих людей. Они нам всячески стараются помочь. Хотя наши животные не испытывают ни в чем недостатка, у цирка есть средства для их качественного питания и содержания. Кстати, в цирке животное живет гораздо дольше, чем в дикой природе. Тигр на воле обитает от 9 до 12 лет, в цирке — до 17 и дольше. У нас была тигрица, которая прожила 24 года. Связано это с тем, что у хищников в рационе постоянно присутствует качественное мясо и другие продукты, за ними хорошо ухаживают.
Спокойные люди
— Правда ли, чтобы работать с хищниками, нужно быть спокойным человеком, со сверхсамообладанием?
— Да, в нашей профессии нужно обладать выдержкой и самообладанием. Иногда сравниваю поведение дрессировщика с хладнокровием удава. Если у дрессировщика нет таких качеств, то результат будет в прямом смысле налицо.
— Как рождаются идеи номеров с хищниками?
— Был такой номер — аттракцион "Тигры на зеркальных шарах", где работал отец. Этот трюк приснился моему деду во сне. Наутро он рассказал идею папе, на что тот ответил, что это сделать нереально. В итоге в 2001 году аттракцион впервые показали зрителю, произведя фурор. Номер оказался технически сложным. Сейчас мы хотим его повторить. Обычно же номера придумывают, учитывая характер животного.
— Вы готовы поддержать своих детей, если они решат пойти по вашим стопам и начать дрессировать хищников?
— У меня пока одна дочка — восьмимесячная Есения. Она самая маленькая представительница династии Запашных. И я был бы не только не против, но и рад, если она займется дрессурой. Кстати, супруга Елена тоже выступает на арене цирка. Когда-то она пришла к нам как артистка балета, теперь выступает вместе со мной в высшей школе верховой езды на лошадях.
Автор: Анна ОМЕЛЬЧЕНКО / газета «Армавирский собеседник».