Замечательный мастер, столь ярко ворвавшийся в «лихие 90-е» в тамбовский мир искусства своими фантастическими провокационными работами, сегодня внешне спокоен и респектабелен. Научился носить «правильные» пиджаки и говорить на открытиях выставок «умные» речи. На пленэры теперь ездит не по окрестностям Сосновок-Токарёвок, а чаще по Европе. Но хитрая улыбка и лукавые «чёртики» в глазах выдают в маэстро всё того же талантливого хулигана и нонконформиста.
Заграница нам поможет
- Алексей, покайся: почему последние годы всё больше по заграницам, а не по родным чернозёмным просторам? Остепенился и «забронзовел»? Возраст?
- Да ни шута я не «забронзовел»! И возраст тут ни при чём - совсем его не ощущаю. Ну, разве что лет на тридцать... Просто время наше сегодня как-то уплотнилось, стало густым, тревожным и местами каким-то монотонным. Уже нет того кайфа от простых посиделок и когда-то тёплых сердцу разговоров «за жизнь», нет уже той тусовочной бесшабашности и ощущения, что всё ещё впереди. Оказалось, что всё уже сегодня, сейчас, прямо вот перед носом! Наступило понимание ценности времени, желание использовать его до предела.
А заграница... Мне как художнику постоянно нужны для творчества новые ощущения, впечатления. Последние годы удавалось это часто находить, например, в Черногории. Там такая неземная природа, такая фантастическая аура! За семь поездок более двухсот работ оттуда привёз. Сегодня с этим подлым вирусом всё, к сожалению, обломилось...
- Почему не взять мольберт, охапку удочек и не махнуть куда-нибудь на Ворону?
- Чёрт! Может, так и поступлю... Но сейчас пока в Тамбове дел хватает: взял в Доме художника новую мастерскую - побольше старой - и ремонтом там занимаюсь.
Как молоды мы были!
- Давай вспомним «лихие» и «отвязные» 90-е годы прошлого века. Какой здоровый драйв в жизни был, какой искренний кураж! Что, «жизнь удалась» и со всем этим давно пора завязывать?
- Мне кажется, что всё происходит очень естественно и закономерно. Так называемый эпатаж в искусстве сегодня просто не нужен. Время изменилось, изменились и художники, и их зрители. Сейчас необходимы просто профессионализм и мастерство, которые, заметь, ценимы во все исторические эпохи.
- Ценимы – значит, хорошо продаваемы, да? А как же знаменитое: «Художник должен быть голодным»?
- Я никак не считаю, что художник обязан быть голодным! Это всё красивые, но дурные байки из какого-то древнего времени. Художник должен быть не только сытым, но желательно и хорошо обеспеченным материально. Вот ты лично хочешь быть голодным? Нет? И я тоже не хочу!
- Но успех именно у «голодных» художников из вашего творческого объединения «На крыше» оказался просто потрясающим. На выставке «Мера мёда», помню, от зрителей яблоку негде было упасть... Для порядком «заплесневевшей» культурной жизни Тамбова это было определённо настоящее событие. Вместо привычной старой классики и махровых соцреалистических полотен многие посетители официозной Тамбовской картинной галереи вдруг впервые увидели, с их точки зрения, нечто невообразимое. Какие-то фантасмагорические сюжеты, маски, «наскальная» живопись, гуляющие по залу со стаканами медовухи художники и их друзья в рваных джинсах и свитерах...
- Ну, оттянулись мы тогда немного... Сегодня этим даже ребёнка не удивить, а в то время для директора Тамары Николаевны Шестаковой всё могло закончиться большими неприятностями. Но она это «безобразие» под свою ответственность разрешила. Очень смелая женщина. Но, повторюсь: многое с той благословенной поры изменилось. Время неформальных художественных объединений, увы или к счастью, прошло! Каждый теперь «сам за себя». Союз художников объединяет нас, конечно, совместными выставками, пленэрами, но это объединение, эта общность уже такая - цеховая что ли, а совсем не духовная.
Однако проник-таки «идеологически чуждый и враждебный» авангард в наше общественное сознание на всю последующую эпоху...
О «геометрии» в искусстве
- Пабло Пикассо говорил: «Настоящую живопись, ребята, предстоит ещё изобрести...» Твои картины – это самый высокий уровень, яркий неподражаемый бренд, это круто и впечатляюще. А что нового изобрёл в живописи художник Медведев? В каких тайниках хранятся твои личные «Фиолетовые треугольники» и «Коричневые перпендикуляры»?
- Да не прячу я ни от кого никакие особые «Медведевские перпендикуляры»! И главное, что я создал за многие годы работы как художник, – это вовсе не мои картины. Я создал в первую очередь сугубо личные, собственные художественные приоритеты и принципы. Исключительно всё, что я хотел сказать своими картинами, – это то, что окружающий нас мир вовсе не такой материальный и буквальный, каковым на первый взгляд выглядит и кажется! Моё искусство – не простое фотографическое отражение внешней действительности. Я стремлюсь выразить в своих работах то, что существует за внешне реальной картиной - оболочкой мира, «расшифровать» на холстах саму запредельно-необъяснимую сущность изображаемых предметов и явлений. Я вроде бы понятно сейчас говорю?
- Вроде бы. Обещаю на досуге переслушать диктофонную запись и попытаться сообразить, чем ты меня сейчас «грузишь». Желаю и нашим читателям понять, о чём ты рассказал. Тебе же - дальнейших творческих успехов, вдохновения и новых замечательных картин.
Алексей Медведев родился в 1965 году в Тамбове. Окончил школу № 8. Отслужил в армии. Окончил художественно-графическое отделение педагогического училища. Член Союза художников России. Один из авторов первого в городе «самиздата» - журнала «Неофит». Автор иллюстраций к десяткам книг. Принимал активное участие во многих авангардистских художественных акциях. Автор и участник более двадцати выставок: в Тамбове, Москве, Париже, Ханое, в Египте, США, Малайзии. Один из организаторов нашумевшей в 1993 году выставки авангардистов «Мера мёда».
Альберт Зверев
Фото с личной страницы художника в социальной сети Фейсбук
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»